Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Дассен жюль сын джо дассена, жюль дассен биография, жюль дассен сын джо дассена

05-02-2024

Жюль Дассе́н (Джулз Дэ́ссин)
Jules Dassin
Имя при рождении:

Джулиус Дассин

Дата рождения:

18 декабря 1911(1911-12-18)

Место рождения:

Миддлтаун, Коннектикут, США

Дата смерти:

31 марта 2008(2008-03-31) (96 лет)

Место смерти:

Афины, Греция

Гражданство:

 США
 Франция
 Греция

Профессия:

кинорежиссёр, актёр

Карьера:

19341980

Направление:

film-noir

Награды:

Каннский кинофестиваль (лучшая режиссура) (1955)

IMDb:

ID 0202088

Жюль Дассе́н (исходно Джу́лиус Дэ́ссин; фр. Jules Dassin, англ. Julius Moses Dassin — Джу́лиус Мо́зес Да́ссин, 18 декабря 1911, Миддлтаун, Коннектикут, США — 31 марта 2008, Афины, Греция) — кинорежиссёр и актёр, снявший три знаменитых фильма-нуар, «Обнажённый город» (1948), «Ночь и город» (1950) и «Рифифи» (1955). За последний удостоен премии Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Отец французского эстрадного певца Джо Дассена.

Содержание

Биография

Ранние годы

Жюль Дассен родился под именем Джулиус Мозес Дассин (уменьшительно Джули) в городке Миддлтаун округа Миддлсекс в штате Коннектикут на восточном побережье США в набожной еврейской семье недавних иммигрантов из Российской империи, один из восьми детей.[1] Его отец Шмил (Сэмюэл) Дассин (1887—1949) был парикмахером из Одессы, мать Берта Фогель (Berthe Vogel Dassin, 1885—1949) — домохозяйкой из Польши.[2] Дед режиссёра занимался производством париков для Одесского оперного театра. Вскоре после рождения Джулиуса вся семья переехала в нью-йоркский район Гарлем, учился Дассен в средней школе Морриса в Бронксе.

После кратковременного обучения в Европе, Дассен начал театральную карьеру на идише в нью-йоркской еврейской пролетарской труппе «АРТЕФ» (идиш: Арбэтэр Театэр Фарбанд — рабочее театральное объединение) в 1934 году, когда театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером — воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима» — в МХАТовских традициях и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 20-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. С 1936 года Дассен уже в основном актёрском составе, играл главным образом в пьесах Шолом-АлейхемаДос гройсэ гевинс» — «Большой выигрыш, или 200000»), а также в «Рекрутах» Липы Резника («Рекрутн») и пьесах Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» («Бойтрэ-газлен») и «Биньёмен Магидов» (Вениамин Магидов). Одновременно зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы (c 1937 года) радиочаса Кейт Смит и постановкой одноактных комедий в летних еврейских рабочих лагерях «Кэмп Киндерланд» (идиш: детская страна) и «Кэмп Ништ Гедайгет» (идиш: беззаботный) в Катскильских горах (в первой из этих колоний он до 1939 года работал главным администратором[3]). В одном из этих лагерей он познакомился со своей будущей женой (с 1933 года), скрипачкой Беатрис Лонер.[4] После окончания еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер (1913, Нью-Йорк1994, Палм Спрингс, Калифорния[5]), чей отец иммигрировал в США из Австрии,[6][7] продолжила обучение в Джулиардской школе музыки под руководством британского скрипача и педагога Харольда Беркли (англ. Harold Berkeley), но оставила музыкальную карьеру вскоре после замужества.[8]

Голливуд

После распада труппы АРТЕФ в 1940 году — Дассен впервые выступил в роли режиссёра, поставив Medicine Show (лечебное шоу) на Бродвее. Умеренный успех постановки привёл к его переезду в Лос-Анджелес, где он вскоре начал работать в Голливуде, подписал семилетний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM) и уже в следующем году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель». На протяжении 1940-х годов Дассен снял ряд полнометражных лент, но в 1947 году, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся в Нью-Йорк. Здесь он начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и один за другим снял четыре культовых детективных фильма в стиле нуар с налётом удачно найденного им неореализма, принёсших ему известность и кассовый успех — Brute Force (грубая сила), 1947; Naked City («Обнажённый город», в Нью-Йорке), 1948; Thieves’ Highway («Воровское шоссе», в Сан-Франциско), 1949; и Night and the City («Ночь и город», в Лондоне), 1950.

Во всех четырёх картинах Дассен отдаёт явное предпочтение саспенсу и напряжённости перед откровенными сценами насилия, ставшими уже как будто неотъемлемой частью гангстерского кино. Начиная со второго из них (Обнажённый город) он настаивает на проведении съёмок на реальных улицах Нью-Йорка и на использовании непрофессиональных статистов, что было весьма отлично от общепринятой тогда практики студийной съёмки.

В чёрном списке

Однако ещё до окончания съёмок картины «Ночь и город» в Лондоне дальнейшая карьера режиссёра в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмитрыком, который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa освидетельствовал членство Дассена в коммунистической партии перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, или HCUA). Дассен, попав в «Чёрный список» Голливуда, остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года) и, так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953 году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (женой, дочерьми Джули и Рики, сыном Джозефом) в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество, таких же как и он, голливудских невозвращенцев.

После пяти лет мытарств и безуспешных попыток вернуться в кино во Франции и Италии, Дассену всё же удалось получить новый контракт и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США — Rififi (Du Rififi chez les Hommes; Рифифи, или мужские разборки), 1955; Never on Sunday (Ποτέ την Κυριακή — Поте тин кириаки; только не в воскресенье), 1959; Phaedra (Федра), 1961; Topkapi (кинжал Топкапи), 1964. Большинство из этих фильмов, в первую очередь «Ночь и город», «Рифифи» (приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах, 1955) и «Кинжал Топкапи», стали классикой жанра нуар. Франсуа Трюффо назвал «Рифифи» лучшим фильмом жанра.

Новая жизнь

В 1955 году на фестивале в Каннах Дассен познакомился с начинающей греческой актрисой Мелиной Меркури (1920—1994), вскоре развёлся с Беатрис Лонер (Béatrice Launer, 18 июня 19152005) и в начале 1960-х годов поселился с новой женой в Греции. Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность картины «Только не в воскресенье» сделали супружескую (с 1966 года) пару Дассен-Меркури чем-то вроде национальных героев в этой стране. Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве картин Дассена этого периода (в том числе артхаусных), включая такие известные как «Кинжал Топкапи» с Максимилианом Шеллом и Питером Устиновым, «Никогда в воскресение» (в 1967 году на его основе Дассен поставил мюзикл Illya Darling, Лапочка Иллия, на Бродвее с Меркури в главной роли), «Федра» (с Энтони Перкинсом) и «Страстная мечта» (Dream of Passion, 1978) — последняя роль Мелины в кино.

Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих картин, а также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Perlo Vita. В картине Только не в воскресенье (1959), Дассен и Меркури сыграли главные роли. В годы диктатуры в Греции (1967—1974) Дассен и Меркури жили в Нью-Йорке и во Франции, затем вновь поселились в Афинах, где Меркури стала членом парламента, а с 1981 года — министром культуры Греции. С 1980 года, устав от трудностей финансирования некоммерческого кино, Дассен сконцентрировался главным образом на театральных постановках в Афинах. После смерти Мелины в 1994 году он остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури один.

Фильмография

Театральные постановки в США

  • Medicine Show (медицинское представление), спектакль по пьесе Оскара Сола и Эйч Ар Хаиса. Премьера: 4 апреля 1940 года в театре New Yorker Theatre (теперь Studio 54) по адресу 254 Вест 54-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 35 представлений до 11 мая того же года.
  • Joy to the World (радость миру), спектакль по пьесе Аллана Скотта. Премьера: 18 марта 1948 года в театре Plymouth Theater (теперь Gerald Schoenfeld Theatre) по адресу 236 Вест 45-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 124 представления до 3 июля того же года.
  • Magdalena, мюзикл Гейтора Вийя-Лобоса (Heitor Villa-Lobos). Премьера: 20 сентября 1948 года в театре Ziegfeld Theatre (разрушен в 1966 году) по адресу Шестая Авеню, угол 54-й улицы на манхэттенском Вестсайде (крыша). Всего 88 представлений до 4 декабря того же года.
  • Two’s Company (компания из двоих), зарисовки Чарльза Шермана. Премьера: 15 декабря 1952 года в театре Alvin Theatre (теперь Neil Simon Theatre) по адресу 250 Вест 53-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 90 представлений до 8 марта 1953 года.
  • Isle of Children (остров детей), спектакль по пьесе Роберта Л. Джозефа. Премьера: 16 марта 1962 года в театре Cort Theatre по адресу 138 Вест 48-я улица на манхэттенском Вестсайде. Всего 11 представлений до 24 марта того же года.
  • Illya Darling (лапочка Иллия), мюзикл по фильму «Только не в воскресенье». Премьера: 11 апреля 1967 года в театре Mark Hellinger Theatre на Бродвее (1655 Бродвей на углу 237 Вест 51-й улицы на Манхэттене). Всего 320 представлений до 13 января 1968 года с Мелиной Меркури в роли беспечной проститутки Иллии и музыкой Маноса Хадзидакиса, 6 номинаций на премию «Тони».

Разное

  • Картина Обнажённый город (1948) — первый фильм, целиком снятый вне студийных павильонов на реальных улицах Нью-Йорка.
  • Картина Рифифи (1955) о воровском мире Монмартра среди прочего известна своей 33-минутной и абсолютно немой сценой ограбления.
  • Жюль Дассен снял своего сына Джозефа, более известного как Джо Дассен, в эпизодических ролях нескольких своих картин, для саундтрека второй из которых — Куда дует тёплый ветер, или Закон (1958) он попросил его записать под гитару песню, которая уже в следующем году вышла отдельным синглом, запустив таким образом музыкальную карьеру популярного французского шансонье.
  • Песня Маноса Хадзидакиса «Та паидия тоу Пейрайя» (Парни из Пирея), больше известная как «Только не в воскресенье», в исполнении Мелины Меркури и основанная на ней тема в сопровождении бузуки из одноимённого кинофильма Дассена (1960) принесла автору «Оскар», стала одной из самых знаменитых греческих песен и популяризовала бузуки. Именно после фильма Только не в воскресенье греческая тематика — и не только на киноэкране — стала непременно сопровождаться аналогичными мелодиями в сопровождении этого музыкального инструмента. Первоначальная запись этой песни использована, например, в афинских эпизодах картины Стивена Спилберга «Мюнхен» (2005).
  • Дассен написал предисловие к сборнику Yiddish Proletarian Theatre: The Art and Politics of the ARTEF, 1925—1940 (еврейский пролетарский театр на идише: искусство и политика АРТЕФ), Greenwood Press: Westport, 1998. В этой знаковой нью-йоркской труппе, основанной в традициях Московского Художественного театра, начался творческий путь режиссёра.
  • В 2005 году Дассен принял камео-участие в съёмках трёх документальных лент (Buzz и The Long Haul of A.I. Bezzerides — оба о жизни и творчестве писателя и киносценариста греко-армянского происхождения А. И. Беззеридеса по прозвищу «Buzz» (1908—2007), с которым Дассен работал над картиной Воровское шоссе, и в Cineastes en acció вместе с Вуди Алленом, Бернардо Бертолуччи и др.)

Семья

  • Дети Дассена: Джозеф Айра Дассен (Joseph Ira Dassin, 1938—1980) — французский эстрадный певец; Ришел (Рики) Дассен (Richelle, или Ricky, Dassin, p. 1940) — автор слов к песням Вангелиса (cf. альбом «Earth», 1973), Демиса Руссоса и своего брата; Джули Дассен (Julie Dassin, p. 1945) — снялась в ролях второго плана в лентах своего отца, Питера Устинова и некоторых других режиссёров.
  • Внучатый племянник Жуля Дассена — Лев Л. Дассин (англ. Lev L. Dassin, род. 1965)[9] — исполняющий обязанности Главного прокурора Южного района Нью-Йорка (United States Attorney for the Southern District of New York), который руководил арестом и обвинением Бернарда Мэйдоффа. Его отец — Джеральд Дассин — был вице-президентом косметической фирмы «Ревлон».

Галерея

  • Семья Дассен (Джулс Дассин с первой женой Беатрис, сыном и дочерьми)
  • На похоронах сына (фоторепортаж, русская версия) — французская версия
  • С дочерьми и сыном (французская версия)
  • С сыном (французская версия)
  • С первой женой и сыном, с Мелиной Меркури и сыном, с сыном, с Мелиной Меркури
  • Кадры из кинофильмов Дассена с участием сына
  • Фотопортрет № 1
  • Фотопортрет № 2

Примечания

  1. О семье Дассен
  2. Надгробные памятники Сэмюэла Дассина и Берты Фогель Дассин на кладбище Hollywood Forever (фото)
  3. The Little Red Summer Camp (The New York Times)
  4. Биография Жуля Дассена: Беатрис Лонер, в позднем интервью, сообщает, что на момент первого знакомства её будущему мужу было 17 лет, она же была школьницей.
  5. Беатрис Дассен (Дассин, урождённая Лонер; 18 июня 1913, Нью-Йорк — 15 апреля 1994, Палм Спрингс, Калифорния).
  6. Интервью с Беатрис Лонер
  7. Интервью с Беатрис Лонер (в русском переводе)
  8. Биография Беатрис Лонер на стр. 12 газеты Джуллиардской школы «The Baton»
  9. Lev L. Dassin

Дассен жюль сын джо дассена, жюль дассен биография, жюль дассен сын джо дассена.

Файл:വലിയ മണൽക്കോഴി Charadrius leschenaultii 04.jpg, Эпендимоцит.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84