17-10-2023
Иркут МС-21 | |
---|---|
Модель самолёта МС-21-200 | |
Тип | ближне-среднемагистральный самолёт |
Разработчик | НПК «Иркут» |
Производитель | Иркутский авиационный завод |
Главный конструктор | К. Ф. Попович[1] |
Первый полёт | — |
Статус | НИОКР |
Единиц произведено | — |
Стоимость программы разработки | ~$6 млрд.[2][3] |
Стоимость единицы | ≈ $72-85 млн.[4] |
Изображения на Викискладе |
Ирку́т МС-21 («Магистральный Самолёт XXI века») — российский проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолёта. Сертификация самолёта и ввод в эксплуатацию первых экземпляров планируется на 2016 год[5]. Серийное производство самолёта должно начаться в 2020 году[6]. Ожидается, что основную конкуренцию самолёту Иркут МС-21 составит проект китайского самолёта COMAC C919[7].
Программа семейства ближне-среднемагистральных самолётов МС-21 разрабатывается совместно с ОКБ Яковлева и корпорацией «Иркут». Участником проекта также была компания «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», однако в феврале 2008 года она покинула проект[8].
29 октября 2010 года в ЦАГИ были завершены предварительные испытания воздухозаборников для двигателей самолёта[9]. В ходе исследований определены режимы безопасной эксплуатации самолёта с установленными двигателями. По завершении всех необходимых процедур были выданы рекомендации разработчику «МС-21» по их эксплуатации.
12 сентября 2011 года президент корпорация «Иркут» Алексей Фёдоров в ходе Байкальского экономического форума заявил, что в первую очередь будет поставлять заказчикам версию самолёта семейства МС-21 со 180 посадочными местами (МС-21-300) вместо планируемой ранее версии со 150 креслами (МС-21-200), так как 70-80 % заявок приходит на 180-местную версию.
5 июня 2012 года «Иркут» и Pratt & Whitney подписали окончательное соглашение о том, что заказчикам нового самолёта будут предлагаться двигатели PW1400G. Первый полёт лайнера с этими двигателями запланирован на 2015 год[10][11].
30 октября 2012 года корпорация «Иркут» представила МС-21 с российскими двигателями ПД-14 для государственных заказчиков — Министерств обороны и внутренних дел Российской Федерации, МЧС РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Специального лётного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ. Первый полёт лайнера с этими двигателями также запланирован на 2015 год .
23 октября 2013 года было заявлено, что МС-21 в серии будет называться Як-242[12].
6 февраля 2014 года Иркутский авиазавод (филиал ОАО "НПК «Иркут») начал сборку первых опытных образцов магистрального самолёта МС-21-300[13].
Самолёт проекта МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа и грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с западными аналогами на всех географических рынках[5]. Главный конструктор — Нарышкин Виталий Юрьевич. Предполагается создание семейства самолётов, отличающихся по длине и пассажировместимости — 150, 180, 210 мест.
Самолёт МС-21 разрабатывается на базе проекта Як-242 ОКБ Яковлева. Разработкой нового крыла МС-21 занимается компания АэроКомпозит, работами по фюзеляжу — непосредственно корпорация «Иркут», а также ОКБ Яковлева. Хвостовую часть будет проектировать КБ Бериева.
МС-21 планируется оснащать по выбору Заказчика одним из 2-х двигателей: российским двигателем ПД-14, разрабатываемым пермским ОАО «Авиадвигатель», или двигателем фирмы Pratt&Whitney модели PW1400G из серии редукторных турбовентиляторных двигателей PW1000G.[14]
По официальным данным ОАК ввод в эксплуатацию первых самолётов семейства МС-21 и их сертификация намечены на 2016 год[15]. Первый серийный экземпляр самолёта МС-21 будет выпущен в 2017 году. По планам корпорации к 2020 году производство самолётов МС-21 должно выйти на плановые показатели и достигнуть уровня в 40 самолётов в год[16].
Ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил журналистам, что производство пассажирского самолёта МС-21 начнется с 2020 года. По словам Рогозина, его летные испытания начнутся в 2015—2016 годах[6]. Площадкой окончательной сборки определён Иркутский авиазавод.
Характеристики[17] | МС-21-200 | МС-21-300 | МС-21-400 |
---|---|---|---|
Длина самолёта (м) | 35,9 | 41,5 | 46,7 |
Размах крыла (м) | 35,9 | 35,9 | 36,8 |
Высота самолёта (м) | 11,4 | 11,5 | 12,7 |
Ширина салона (м) | 3,82 | 3,82 | 3,82 |
Ширина фюзеляжа | 4,09 | 4,09 | 4,09 |
Высота фюзеляжа | 4,16 | 4,16 | 4,16 |
Наименование, тип, количество и тяга двигателей | 2×PW1428G 12,7 тc или ПД-14А 12,5 тc | 2×PW1431G 14 тc или ПД-14 14 тc | 2×ПД-14М 15,6 тc |
Максимальная взлётная масса (кг) | 67600 | 76180 | 87230 |
Крейсерская скорость (М / км/ч) | 0,8/850 | ||
Дальность полёта (км) (100 % пассажирская загрузка, одноклассная компоновка, шаг кресел 81 см, вес пассажира с багажом 99,8 кг) |
5000 | 5000 | 5500 |
Число пассажирских мест (одноклассная компоновка, с шагом кресел 81 см) |
150 | 181 | 212 |
Число пассажирских мест (компоновка повышенной плотности, с шагом кресел 74 — 76 см) |
162 | 198 | 230 |
Заключённые соглашения о поставках | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Покупатель | Эксплуатант | Сроки поставок | Тип | заказано | опцион | примечание |
20 июля 2010 | Ильюшин Финанс | 2019—2022 | 50 | твёрдый контракт[18] | |||
19 июля 2010 | Nordwind Airlines | 3* | 2* | предварительное соглашение[19] | |||
17 августа 2011 | Авиакапитал-Сервис | Аэрофлот | 2017—2020 | МС-21-200 МС-21-300 |
15 35 |
35 | твёрдый контракт[20] |
27 августа 2013 | ВЭБ-лизинг | 2018—2022 | МС-21-300 | 30 | твёрдый контракт[21] | ||
28 августа 2013 | ИрАэро | ИрАэро | 2019—2022 | МС-21-300 | 10 | твёрдое соглашение[22] | |
28 августа 2013 | Сбербанк Лизинг | 2019—2025 | 20 | твёрдое соглашение[23] | |||
Всего | 160 | 35 | |||||
* — так как неизвестен покупатель, то в итоговых суммах они не учтены |
По большинству из «твёрдых» заказов получен аванс[13].
Самолёты ОКБ имени Яковлева | |
---|---|
Истребители: | Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141 |
Штурмовики: | Як-38 · Як-38М |
Бомбардировщики: | Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28 |
Транспортные самолёты: | Як-6 · Як-8 |
Специальные самолёты: | Як-44 |
Пассажирские самолёты: | Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242 · Як-242 (МС-21) |
Тренировочные и спортивные самолёты: | УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130 |
Многоцелевые самолёты: | Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112 |
Планёры: | Як-14 |
Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты: |
АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р |
Вертолёты: | ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100 |
Беспилотные: | Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР |
МС-21.