Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Сообразительный (эсминец, 1939)

18-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
Сообразительный
Гвардейский корабль
Служба: СССР СССР
Класс и тип судна Эскадренный миноносец
Порт приписки Севастополь
Изготовитель Завод № 200 (Николаев)
Строительство начато 15 октября 1936 года
Спущен на воду 26 августа 1939 года
Введён в эксплуатацию 7 июня 1941 года
Выведен из состава флота 19 марта 1966 года
Статус сдан на слом
Основные характеристики
Водоизмещение 2529 т (полное)
Длина 112,5 м (наибольшая)
Ширина 10,2 м (наибольшая)
Осадка 5,01 м
Двигатели 2 × ТЗА «Парсонс»
Мощность 54 000 л. с.
Движитель 2 трехлопастных гребных винта диаметром 2,9 м
Скорость хода 36 узлов
Дальность плавания 1380 миль при 20 узлах
Экипаж 271 человек
Вооружение
Артиллерия 4 × 1 130-мм АУ Б-13-2с,
Зенитная артиллерия 2 × 1 7,62-мм АУ 34-К,

7 × 1 37-мм АУ 70-К,

8 × 12,7-мм пулеметов ДШК
Противолодочное вооружение 2 бомбомёта БМБ-1, 30 глубинных бомб
Минно-торпедное вооружение 2 трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата 1-Н,4 комплекта параван-тралов, 58 якорных мин заграждения

«Сообразительный»эскадренный миноносец проекта 7-У.

Строительство

Корабли данного проекта разрабатывались конструкторским бюро Северной судостроительной верфи под общим руководством главного конструктора Н. А. Лебедева и наблюдением представителя ВМФ А. Э. Цукшвердта.

Корабль был заложен как "Прозорливый" 15 октября 1936 года в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара) по проекту 7 с заводским номером 1078. 3 марта 1939 года эсминец был перезаложен по проекту 7У, и спущен на воду 26 августа 1939 года. 25 сентября 1940 года корабль был переименован в «Сообразительный». Эсминец вступил в строй 7 июня 1941 года и вошел в состав Черноморского флота [1].

История службы

1941 год

22 июня 1941 года «Сообразительный» встретил под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитана 3 и 2 ранга) Сергея Степановича Воркова в составе 3-го дивизиона эсминцев Отряда легких сил в Севастополе. 25 и 26 июня при набеге лидеров «Харьков» и «Москва» на Констанцу эсминец входил в группу кораблей поддержки и 26 июня на отходе эскортировал поврежденный «Харьков» в Севастополь. При этом, предположительно, «Сообразительный» потопил атаковавшую лидер советскую подводную лодку Щ-206. С конца августа корабль включился в оборону Одессы, эскортируя транспорты, перевозя грузы и людей, поддерживая огнем обороняющиеся войска. Так, с этой целью 31 августа «Сообразительный» израсходовал 50, 1 сентября — 194 и 2 сентября — 140 снарядов. 25 сентября на буксире эсминец привел в Севастополь тяжело поврежденный эсминец «Беспощадный». 29—31 декабря в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции входил в состав отряда охранения второго отряда транспортов. 31 декабря осуществлял огневую поддержку действиям войск десанта на берегу, израсходовав 122 снаряда [2].

1942 год

1 и 2 января 1942 года «Сообразительный» осуществлял огневую поддержку войск в районе Феодосии, израсходовав 161 снаряд. Участвовал в морской десантной операции в районе Судака, для чего 15 января в составе отряда высадки вышел из Новороссийска. Уже в море выяснилось, что на «Сообразительном» находятся войска, которые должны были идти на эсминце «Шаумян», и наоборот. Поскольку эсминцы должны высаживать свои войска на разных флангах района высадки, то решили корабли не перенацеливать, а поставить новые боевые задачи войскам. В 23.00 «Сообразительный» начал высадку войск в бухте Новый Свет и к 5.00 16 января завершил ее. 17 января прибыл в Феодосию, но был обстрелян при входе в порт батареей противника, после чего сразу отошел на рейд, уточнил обстановку у сторожевых катеров и, приняв на борт 8 раненых и 29 пассажиров, ушел в Новороссийск. 18 января его возвращают в Феодосию, и 19 и 20 января он оказывает огневое содействие войскам в районе Феодосии. 25 января поддерживал огнем войска в районе Судака. 21 февраля в составе отряда кораблей обстрелял позиции германских войск в районе Феодосии. При возвращении из-за штормовой погоды получил повреждения корпуса. Под ударами 8-балльных волн прогнулась палуба в районе 23 - 26-го шпангоутов, согнулся пиллерс, появились трещины в листах настила. В наружной обшивке на 35 - 36-м шпангоутах образовались гофры. Через деформированные дверцы и крышки люков, иллюминаторы под полубаком начала сочиться вода. Были сорваны и унесены в море вьюшка для троса на полубаке, 6 стоек леерного ограждения, кранцы, 2 вентиляционных грибка. Образовались трещины в щитах 1-го и 4-го 130-мм орудий, погнулся левый кронштейн большого бомбосбрасывателя, разбились стекла в окнах ходовой рубки. Наконец, при резком крене на левый борт сломалась и упала в воду грот-мачта. Эсминцу пришлось уменьшить ход до 12 узлов и возвращаться в базу [3][4].

27 и 28 февраля, 1 марта в эсминец составе отряда кораблей оказывал артиллерийскую поддержку войскам Крымского фронта. 6 марта корабль взял на борт 170 бойцов и около 15.00 вышел из Туапсе в Севастополь. На эсминце находился член военного совета флота дивизионный комиссар И. И. Азаров. В ночь на 7-е погода внезапно испортилась. К 4.00 ветер усилился до 7 баллов, волнение моря - до 6. От ударов встречных волн в настиле полубака и верхних поясах обшивки появились трещины, сквозь ослабленные заклепочные соединения стала поступать вода. Только что заделанная обшивка в районе 35 - 36-го шпангоутов снова растрескалась; в наружной обшивке между 32-м и 46-м шпангоутами с обоих бортов образовались гофры. В настиле палубы между кожухом первой трубы и мостиком появилась поперечная трещина длиной 0,8 м; в районе 94 - 96-го шпангоутов - три трещины по 0,3 м. 14 иллюминаторов, 8 водонепроницаемых дверей и 5 крышек люков деформировались и потеряли герметичность. Во внутренние отсеки поступило около 300 т воды. В 4.10 волной сорвало крепление глубинных бомб и 4 бомбы Б-1 смыло за борт. Поврежденный эсминец прибыл в Севастополь, где подвергся атаке бомбардировщиков противника у Херсонесского маяка, а затем подвергся обстрелу немецкой артиллерии со стороны Бельбека. Корабль был вынужден поставить дымовую завесу и перейти в Северную бухту. «Сообразительный» избежал попаданий и затем вернулся на Кавказ вместе со старым крейсером «Коминтерн» и транспортом «Кубань» [4].

29 апреля и 13 мая «Сообразительный» поддерживал огнем обороняющиеся войска под Севастополем, израсходовав 44 и 69 снарядов. 9 мая совместно с эсминцем «Бдительный» вел артиллерийский огонь по позициям германских войск в районе Феодосии. 27 июня оказывал помощь поврежденному лидеру «Ташкент» на подходах к Новороссийску, сняв с него пассажиров. «Сообразительный» по перекинутым сходням за 22 минуты принял на свой борт 1975 человек - раненых, детей и женщин, которых лидер «Ташкент» эвакуировал из осажденного Севастополя. 250 человек поместили на полубаке, 1200 человек на шкафуте правого и левого бортов, 300 человек - на юте, остальные - в кубриках. Положение осложнялось и тем, что на эсминце были уложены к транспортировке в Севастополь принятые накануне в Поти с линкора «Парижская Коммуна» снаряды калибра 305-мм, уложенные на верхней палубе (70 тонн), а так же ящики со снарядами к зенитным орудиям, расположенные в кубриках (20 тонн). Это всё резко ухудшило остойчивость корабля, снизило метацентрическую высоту, увеличило валкость и практически свело возможность к маневрам к нулю. Когда корабль вошел в гавань Новороссийска и ошвартовывался у стенки, спасенные пассажиры хлынули на один борт и через поручни полезли на причал. Лишь благодаря тому, что боцманская команда успела забросить швартовые концы и закрепить корабль, трагедии удалось избежать - эсминец навалился на причал левым бортом с креном в 15 градусов, но не перевернулся.

2 июля при массированном налете на Новороссийск эсминец избежал прямых попаданий, но получил повреждения от близких разрывов авиабомб. Основные неприятности причинила 500-кг бомба, угодившая в железнодорожный путь, проходивший у самого борта. Палубу полубака засыпало метровым слоем земли и щебня, а искореженные рельсы зацепились за нос корабля и прижали его к пирсу. От сильного сотрясения вышли из строя компасы и все электронавигационные приборы. После налета на «Сообразительный» прибыл командующий эскадрой адмирал Л. А. Владимирский и приказал немедленно покинуть базу, так как авиация противника могла повторить атаку, эсминец перешел в Туапсе.

1 и 4 сентября «Сообразительный», маневрируя совместно с лидером «Харьков» в Цемесской бухте, обстрелял войска противника на подходах к Новороссийску. 3 октября совместно с эсминцем «Бойкий» обстрелял порт Ялта, израсходовав 203 снаряда. С возвращением в базу встал в ремонт. 29 ноября — 2 декабря в составе отряда боевых кораблей участвовал в набеге на коммуникации противника и обстреле острова Фидониси. 12—14 и 26—29 декабря обеспечивал набег четырех тральщиков на коммуникации противника [5] [3].

1943 год

1 февраля 1943 года в эсминец составе отряда кораблей обстреливал позиции германских войск в районе Новороссийска, израсходовав 295 снарядов. 4 февраля в составе отряда кораблей осуществлял огневую подготовку высадки войск десанта в районе Южная Озерейка — Станичка, израсходовав 310 снарядов. 22 февраля совместно с лидером «Харьков» обстрелял позиции германских войск в районе Новороссийска. 25 февраля обстрелял порт Анапа, израсходовав 60 снарядов. 1 марта удостоен гвардейского звания. В начале августа «Сообразительный» встал в ремонт, завершившийся уже после окончания военных действий. В дальнейшем из-за износа механизмов интенсивность использования корабля резко снизилась, непосредственно в боевых операциях он больше не участвовал [6].

За годы Великой Отечественной войны «Сообразительный» совершил 218 выходов в море, прошел 63 785 миль за 361 ходовой день, отконвоировал 59 транспортов с находившимися на них 70 000 человек и 150 000 тонн грузов, перевез 14230 солдат и эвакуированных, около 1000 т груза. Эсминец провел 56 обстрелов боевых порядков противника и около 100 стрельб по самолетам, выпустил 2863 130-мм снаряда (почти 5 боекомплектов), 1215 76-мм, 1623 45-мм и 478 37-мм снарядов. Эсминец «Сообразительный» 267 раз подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбивался от самолетов врага в одиночестве. За 1941 год эсминец прошел 13 874 мили за 1108 ходовых часов, за 1942 год - 27 693 мили за 1530 ходовых часов, за 1943 год им было пройдено 7804 мили, за 1944-й - 3215 мили, за 1945-й - 3198 мили [6] [7].

Послевоенная служба

В период с 19 декабря 1945 года по 25 августа 1947 года «Сообразительный» прошел капитальный ремонт. С 29 декабря 1951 года по 1958 год он был модернизирован и перестроен по проекту 32 в спасательное судно, и 20 марта 1956 года переименован в «СДК-11», а 12 февраля 1957 года - в «СС-16». 27 марта 1960 года корабль был законсервирован и поставлен в отстой, 14 сентября 1963 года корабль переоборудован в судно-цель «ЦЛ-3». 19 марта 1966 года судно-цель «ЦЛ-3» было исключено из списков судов ВМФ и было разобран на металл в Инкермане [6].

Командиры

В годы войны командовали «Сообразительным» старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 и 2 ранга) Сергей Степанович Ворков (до 28 декабря 1944 года) и капитан 2 ранга Георгий Федорович Годлевский.

Примечания

Литература

  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Балакин С.А. "Сообразительный" и другие эскадренные миноносцы проекта 7У. — М.: Моделист-конструктор, 1997. — 32 с. — (Морская коллекция, 1997, №6).

Ссылки

  • Эскадренный миноносец «Сообразительный» на сайте Черноморского флота
  • Эскадренный миноносец «Сообразительный» на сайте ВМФ СССР
  • Эскадренный миноносец «Сообразительный» на сайте «Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ»


Сообразительный (эсминец, 1939).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84