Як-38 (изделие ВМ, по кодификации НАТО: Forger — рус. поддельщик) — советский палубный штурмовик, первый и единственный в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. За годы производства был выпущен 231 самолёт трёх основных модификаций (Як-38, Як-38У, Як-38М).
Ниже представлен полный список всех построенных «Яков», разделённый по их модификации. Это включает:
- Як-36М (изделие ВМ) — 4 прототипа
- Як-38 (изделие ВМ, изделие 86) — 143 серийных машины (2 переделаны в Як-38М)
- Як-36МУ (изделие ВМУ) — 1 прототип
- Як-38У (изделие ВМУ, изделие 76) — 33 серийных машины
- Як-38М (изделие ВММ, изделие 82) — 2 прототипа (переделаны из серийных Як-38) + 50 серийных машин
Идентификаторы
Заводской номер
У этих Як-38 (с/н 0206, 0407, 0607 и 0208) заводские номера нанесёны полностью на хвостовой части фюзеляжа.
Каждый из серийно построенных самолётов имеет уникальный 13-значный заводской номер (например: 7977763611071). Его можно условно разделить на 6 частей (***.***.*.*.**.***):
- Состоит из трёх цифр и одинакова для всех машин — 797. Это код завода-производителя (Саратовский авиазавод имел номер 292), только двойки в его номере заменены на семёрки.
- Состоит из трёх цифр, первая всегда семь, а далее две цифры заводского обозначения самолёта. Для Як-38 (заводское обозначение изделие 86) эта часть номера будет 786, для Як-38У (изделие 76) — 776, для Як-38М (изделие 82) — 782.
- Цифра, указывающая на квартал года выпуска. Не всегда соответствует реальному времени выпуска самолёта.
- Последняя цифра года выпуска. Так же, как и в предыдущем случае — не всегда соответствует действительности.
- Две цифры, ничего не обозначают.
- Три цифры, ничего не обозначают.
Заводской номер маркировался либо полностью, либо частично (последние пять цифр).
Полностью заводской номер наносился на самолёт в следующих местах:
- Жёлтой краской большим шрифтом на хвостовой части фюзеляжа с каждого борта. Данный способ применялся на многих Як-38 ранних годов выпуска. Позже на многих машинах нанесённые подобным способом номера были либо докрашены, превратившись в ничего не обозначающие жёлтые стрелки, либо просто закрашены.
- Красной краской на боковой стенке отсека для хранения носовой стойки шасси (по правому борту самолёта).
Последние пять цифр заводского номера наносились на самолёт в следующих местах:
- Чёрной краской на створках отсека для хранения носовой стойки шасси.
- Чёрной краской на распахивающейся створке отсеков для хранения задних стоек шасси.
- Красной краской на боковых поверхностях балочных держателей (по центру).
- Чёрной краской на верхней створке отсека подъёмных двигателей — на её боковых сторонах или на внутренней поверхности крышки возле бугеля.
Замечание по оформлению: В списке заводские номера самолётов разделены точками для удобства читателя. Реальные номера пишутся слитно, без точек. Неизвестные цифры в номерах обозначены звёздочками.
Серийный номер
Серийный номер, подобно заводскому, является уникальным. Он состоит из 4 цифр. Первые две обозначают номер машины в производственной партии, а вторые две — порядковый номер партии (например: 0201 — вторая машина первой партии).
Серийный номер обычно указывался только в бумагах на самолёт. Во время сборки самолёта серийный номер временно наносился краской на различные узлы и детали, а после сборки удалялся (хотя иногда он сохранялся внутри машины). Иногда его наносили на такие изделия, как заглушки воздухозаборников и различные защитные колпачки (на пусковых устройствах, антеннах, фарах). Это делалось для предотвращения их кражи.[1]
Замечание по оформлению: Серийный номер является основным критерием для определения отдельных самолётов, использованным при составлении данного списка. Серийные номера потерянных или утилизированных машин выделены красным с указанием причины (потерян / утилизирован). Серийные номера сохранившихся машин выделены зелёным с указанием статуса (памятник / в музее / учебное пособие / на хранении). У опытных образцов, не имеющих серийного номера, цветом выделен заводской.
Бортовой номер
Этот Як-38 (с/н 1010) имеет бортовой номер 60. Такой стиль нанесения номера характерен для большинства Як-38.
Бортовой номер наносился на боковой поверхности воздухозаборников краской определённого цвета с тёмной окантовкой. Для введения потенциального противника в заблуждение на некоторых машинах бортовой номер перекрашивали прямо во время дальних походов. Часть Як-38 бортовых номеров не имела.
Применялись следующие цвета бортовых номеров:
- жёлтый — применялся на Як-38 и Як-38У, а также на большинстве Як-38М
- синий — применялся на некоторых поздних серийных Як-38М
- красный — применялся на некоторых поздних серийных Як-38М
- белый — применялся на некоторых поздних серийных Як-38М
После списания на некоторых «Яках» были изменены или удалены старые бортовые номера. Новые номера зачастую наносились краской не того оттенка или цвета, что был принят в строевых частях.
Замечание по оформлению: Если за время эксплуатации самолёт сменил несколько бортовых номеров, то в списке для него указывается последний, а ниже в скобках приводятся бывшие номера в порядке, обратном их присвоению (от более новых к более старым).
Списки самолётов по модификациям
Як-36М
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
01[2]
|
—
|
№05[2]
|
15 апреля 1970 года[3]
|
Первый опытный образец («изделие ВМ-1»). Его сборка началась 23 января 1969 года на ММЗ «Скорость» (опытное производство ОКБ Яковлева) и завершилась 15 апреля следующего года. 15 мая изделие ВМ-1 было доставлено в Лётно-исследовательский институт (ЛИИ). Сперва самолёт испытывали на «кабель-кране». 22 сентября лётчик-испытатель Валентин Мухин совершил на опытной машине первое свободное висение. 29 сентября Мухин выполнил на нём второе висение. Заводские испытания изделия ВМ-1 продолжались до середины июля 1971 года. С 15 сентября 1971 года по 10 октября 1973 года самолёт принимал участие в этапе «А» государственных испытаний Як-36М (в том числе в испытаниях оружия), а позже в испытаниях на электромагнитную совместимость с авианесущим крейсером. Последние имели место в 1976 году, полёты совершались на испытательном полигоне Багерово (Крым) и с борта ТАКР «Киев». Дальнейшая судьба изделия ВМ-1 неизвестна.
|
Нет
|
02[2]
|
—
|
№25[2]
|
15 октября 1970 года[4]
|
Второй опытный образец («изделие ВМ-2»). Его сборка на ММЗ «Скорость» завершилась 15 октября 1970 года. Самолёт проходил испытания на стенде сил и моментов (ССМ). 24 и 25 ноября — пробежки по ВПП. 27 ноября — первый отрыв. 2 декабря — первый полёт в горизонтальном режиме (пилотировал В. Мухин). С 15 сентября 1971 года по 10 октября 1973 года самолёт принимал участие в этапе «А» государственных испытаний Як-36М. 18 ноября 1972 года лётчик-испытатель Михаил Дексбах совершил на изделии ВМ-2 первую посадку на борт ПКР «Москва», а 22 ноября — первый полёт по полному профилю с борта противолодочного крейсера. Испытания на борту корабля продолжались до 16 декабря 1973 года. С 30 января по 10 октября 1974 года самолёт принимал участие в этапе «Б» государственных испытаний Як-36М на испытательной базе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова в городе Ахтубинске. Его дальнейшая судьба неизвестна.
|
Нет
|
03[2]
|
—
|
Нет[5]
(ранее №55[2])
|
16 июня 1971 года[6]
|
Третий опытный образец («изделие ВМ-3»). Его сборка на ММЗ «Скорость» завершилась 16 июня 1971 года. Поломка 30 июля 1971 года — самолёт выкатился за пределы ВПП во время посадки в горизонтальном режиме (лётчик-испытатель Юрий Шевяков не пострадал). Причинами аварии были сильный боковой ветер и неудачная конструкция носовой стойки шасси. Ремонт машины занял три месяца. С 15 сентября 1971 года по 10 октября 1973 года самолёт принимал участие в этапе «А» государственных испытаний Як-36М (в том числе и для испытаний оружия). В мае 1973 года изделие ВМ-3 было впервые продемонстрировано высшему руководству СССР на выставке в Ахтубинске. С 30 января по 10 октября 1974 года самолёт принимал участие в этапе «Б» государственных испытаний Як-36М на испытательной базе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова в городе Ахтубинске. После завершения госиспытаний изделие ВМ-3 было передано в ВВИА имени Н. Е. Жуковского, где использовалось при разработке газоотбойных щитов. Позже его использовали при испытаниях на аварийную посадку на воду — удерживаемый краном самолёт сбрасывали в воду под разными углами. Дальнейшая судьба изделия ВМ-3 неизвестна.
|
Нет
|
04[2]
|
—
|
№45[2]
|
27 марта 1973 года[7]
|
Четвёртый опытный образец («изделие ВМ-4»), предсерийный экземпляр. Его сборка на ММЗ «Скорость» завершилась 27 марта 1973 года. С 18 мая по 30 июня 1975 года участвовал в испытаниях на борту ТАКР «Киев», а с 7 августа по 12 сентября — в государственных испытаниях самого авианесущего крейсера. Позже самолёт использовался при испытаниях на посадку на неподготовленную площадку. В настоящее время используется в качестве наглядного пособия в МАИ.
|
Нет
|
Як-38
Первая партия содержала три машины, вторая — пять, а каждая последующая — по 10.
Первая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.3.01.001
|
0101
|
№03[2]
|
Май 1974 года
|
Первый серийный Як-38. Выкатка из сборочного цеха состоялась в мае 1974 года. Использовался на испытательной базе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова в городе Ахтубинске. К февралю 1981 года самолёт совершил 382 взлёта и посадки.
|
Нет
|
797.786.*.3.01.0**
|
0201
|
Нет
|
1974 год
|
30 сентября 1974 года совершил свой первый полёт под управлением лётчика-испытателя Михаила Дексбаха. В этом же году самолёт принимал участие в этапе «Б» государственных испытаний Як-36М. 18 мая 1975 года стал первым Як-36М, совершившим посадку на палубу ТАКР «Киев» (управлял машиной лётчик-испытатель Олег Кононенко). Испытания на борту авианесущего крейсера продолжались с 18 мая по 30 июня. С 7 августа по 12 сентября самолёт участвовал в государственных испытаниях самого авианесущего крейсера. В 1976 году на самолёте отрабатывали прицел АСП-17БМЦ. Позже использовался для испытаний на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. С 21 января 1980 года являлся экспонатом музея ОКБ Яковлева, откуда в 2000-х годах был передан в Музей техники Вадима Задорожного, где находится и сейчас.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.3.01.0**
|
0301
|
?
|
1974 год
|
Использовался в ЛИИ Громова. Поломка 23 августа 1978 года (аэродром Раменское) — при взлёте на самолёте лопнуло правое заднее колесо. Лётчик-испытатель Валентин Назарян не обладал навыками для осуществления вертикальной посадки и поэтому совершил экстренную горизонтальную посадку на поле. Пилот не пострадал (почва была болотистой), самолёт позже был восстановлен.
|
Нет
|
Вторая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.1.4.01.0**
|
0102
|
№10[2]
|
?
|
В ноябре 1975 года доставлен на авиабазу Новофёдоровка (Саки, Крым), где использовался для подготовки будущих строевых лётчиков палубной авиации. В настоящее время установлен как памятник в посёлке Североморск-3, Мурманская область.
|
Нет
|
797.786.*.4.01.035
|
0202
|
Нет
(ранее №11[2])
|
?
|
Образец для статических испытаний. В процессе испытаний самолёт не был разрушен и после их окончания в ноябре 1975 года доставлен в 33-й ЦБП и ПЛС в Николаеве, где использовался как наземный учебный образец для подготовки будущих строевых лётчиков палубной авиации. В 1999 или 2000 году передан в детский лагерь «Дельфин», где и находится в настоящее время. Самолёт покрашен в нестандартный камуфляж, бортовой номер удалён.
|
Нет
|
797.786.*.4.01.102
|
0302
|
Нет
|
?
|
Авария 4 апреля 1975 года (аэродром Саратов-Южный) — при попытке совершить вертикальную посадку не запустился один из подъёмных двигателей, и самолёт упал на землю с высоты 20 метров. Лётчик-испытатель Михаил Дексбах получил серьёзную травму позвоночника. Самолёт потерян.
|
Нет
|
797.786.*.4.01.103
|
0402
|
№12[2]
|
?
|
В ноябре 1975 года доставлен на авиабазу Новофёдоровка (Саки, Крым), где использовался для подготовки будущих строевых лётчиков палубной авиации.
|
Нет
|
797.786.4.4.01.137
|
0502
|
№37[2]
(ранее №37, №14)
|
Март 1975 года
|
Сборка завершена в марте 1975 года. 31 марта совершил свой первый полёт под управлением лётчика-испытателя Михаила Дексбаха. С сентября 1975 года эксплуатировался в нескольких военных частях (было совершено 70 полётов общей продолжительностью 20 часов). 24 апреля 1978 года передан в учебную базу ВВИА имени Н. Е. Жуковского. В 1989 году был передан в экспозицию Музея ВВС СССР в подмосковном Монино (ныне Центральный музей ВВС России), где находится и в настоящее время.
Фотографии на Викискладе
|
|
Третья партия (Як-38)
Начиная с машины 0503 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- В верхней части фюзеляжа (между шпангоутами 10 и 18) начали устанавливать отражательные рёбра. Они были также установлены на некоторые из более ранних серийных машин.
- Изменена конструкция основных стоек шасси, при этом колея увеличилась с 2,2 до 2,75 метров.
- Сменена модель радиотехнической системы ближней навигации РСБН-4 — с «Квадрат-Д» на «Квадрат-Н».
Начиная с машины 0803 в конструкцию были внесены следующие изменения:
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.4.4.02.171
|
0103
|
№07[2]
(ранее №15)
|
?
|
К февралю 1981 года самолёт совершил 473 взлёта и посадки.
|
Нет
|
797.786.4.4.02.205
|
0203
|
№16[2]
|
?
|
Служил в 299-м ИИКШАП. Авария 7 июня 1977 года — отказ системы реактивного управления, лётчик капитан Новичков Н. Н. катапультировался и не пострадал. Самолёт потерян.
|
Нет
|
797.786.1.5.02.239
|
0303
|
№17[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.5.02.273
|
0403
|
№07[2]
(ранее №18)
|
?
|
Использовался для испытательных целей. Летом 1980 года был передан в РВВАИУ им. Я. Алксниса, где использовался в качестве учебного пособия. По причине ликвидации училища в начале 1990-х, вероятно был разобран на металл.
|
Нет
|
797.786.*.5.02.307
|
0503
|
№19[2]
|
?
|
В декабре 1977 года использовался для отработки ночных полётов с борта ТАКР «Киев», который находился в море возле Североморска. Всего было совершено 18 полётов.
|
Нет
|
797.786.*.5.02.341
|
0603
|
№20[2]
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП. Авария 6 июня 1977 года — ошибка летчика в технике пилотирования на взлете. Самолёт столкнулся с землёй и получил повреждения, летчик лейтенант Калинин В. В. не пострадал.
|
Нет
|
797.786.*.5.02.375
|
0703
|
№23[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.5.02.409
|
0803
|
№21
(ранее без б/н[8], №21[2])
|
?
|
В 1975—1976 годах использовался для испытаний прицела АСП-ПФД-21 (позаимствован у истребителя-перехватчика МиГ-21ПФ). В 1976 году участвовал в испытаниях на электромагнитную совместимость с авианесущим крейсером. Полёты совершались на испытательном полигоне Багерово (Крым) и с борта ТАКР «Киев». С 25 июля по 1 августа 1980 года принимал участие в испытаниях по посадке на мобильную платформу (лётчик-испытатель Олег Кононенко совершил 10 полётов). В ноябре того же года по этой программе было совершено ещё 35 испытательных полётов, а также дополнительно 26 полётов по программе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (самолёт пилотировали лётчики-испытатели Михаил Дексбах, Владимир Гордиенко и другие).
|
Нет
|
797.786.1.6.02.443
|
0903
|
Нет
|
1976 год
|
Авария 4 марта 1976 года (аэродром Саратов-Южный) — самопроизвольное срабатывание системы автоматического катапультирования. Лётчик-испытатель Владилен Хомяков не пострадал. Неуправляемый самолёт разбился.
|
Нет
|
797.786.*.5.02.477
|
1003
|
№22[2]
|
?
|
К февралю 1981 года самолёт совершил 276 взлётов и посадок.
|
Нет
|
Четвёртая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.4.5.03.511
|
0104
|
№46[2]
(ранее №23, №46)
|
?
|
Имел отличия в конструкции от предыдущих машин и должен был стать эталоном для последующих серийных Як-38. С 24 декабря 1976 года по 27 июня 1978 года проходил испытания в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова в городе Ахтубинске. К декабрю 1980 года в конструкцию самолёта были внесены изменения для обеспечения размещения и испытаний конформной пушечной установки ВСПУ-36. По этой программе было совершено 20 испытательных полётов между 29 декабря 1980 года и 10 апреля 1981 года (лётчики-испытатели Виктор Васенков и Николай Белокопытов). Позже самолёт использовался в качестве учебного пособия в Васильковском военном авиационно-техническом училище (ВВАТУ). 11 декабря 2001 года передан в экспозицию Государственного музея авиации Украины, где и находится в настоящее время..
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.1.6.03.545
|
0204
|
№24[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.6.03.613
|
0304
|
№27[2]
|
?
|
Поломка 15 января 1977 года — отказ подъёмно-маршевого двигателя на переходном режиме во время посадки. Лётчика-испытателя Исаева А. М. катапультировала САК, самолёт столкнулся с землёй и получил повреждения. Позже был восстановлен и вероятно использовался в 279-м ОКШАП. В 2002 году установлен как памятник на территории школы №57 имени Т. А. Апакидзе в Мурманске.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.6.0*.6**
|
0404
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.6.05.647
|
0504
|
№31[2]
(ранее №27)
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.6.05.681
|
0604
|
№28[2]
|
1976 год
|
С 9 октября по 18 ноября 1978 года использовался для отработки возможности запуска подъёмных двигателей во время разворота с креном (авиабаза Новофёдоровка, Саки, Крым). Самолётом управлял лётчик-испытатель Владилен Хомяков, было совершено 14 полётов общей продолжительностью 7 часов 30 минут.
|
Нет
|
797.786.3.6.05.715
|
0704
|
№49 ?
(ранее №29[2])
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.6.0*.7**
|
0804
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.6.05.783
|
0904
|
№31[2]
|
?
|
Совершал ночные полёты с борта ТАКР «Новороссийск».
|
Нет
|
797.786.4.6.0*.***
|
1004
|
№24[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
Пятая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.4.6.0*.***
|
0105
|
№25[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.7.0*.***
|
0205
|
№26[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.7.06.107
|
0305
|
№71
|
13 июля 1977 года
|
Сборка завершена 13 июля 1977 года. Установлен как памятник в Парке Победы в Саратове.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.7.06.115
|
0405
|
№21[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.7.06.119
|
0505
|
№28[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.7.06.147
|
0605
|
№29[2]
|
13 июня 1977 года
|
Сборка завершена 13 июня 1977 года.
|
Нет
|
797.786.2.7.06.169
|
0705
|
№31[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.07.180
|
0805
|
№32[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.07.204
|
0905
|
№32[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.07.210
|
1005
|
№33[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
Шестая партия (Як-38)
Начиная с машины 0806 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- Обшивку отсека подъёмно-маршевого двигателя под задней частью крыла (между шпангоутами 23 и 28) стали покрывать композиционным теплозащитным покрытием ВПФК.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.7.14.230
|
0106
|
№34[2]
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск». Катастрофа 26 октября 1978 года — осуществлявший тренировочный полёт майор Бескровный И. А. не выключил подъёмные двигатели после выполнения разгона, что привело к быстрой выработке топлива и самоотключению ПД. Самолёт опрокинулся и беспорядочно падал до столкновения с поверхностью воды, после чего лётчика выбросила система автоматического катапультирования. Самолёт утонул, а лётчик скончался от полученных травм через три дня.
|
Нет
|
797.786.3.7.14.247
|
0206
|
№35[2]
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск».
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.4.7.14.289
|
0306
|
№36[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.1*.2**
|
0406
|
№37[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.1*.3**
|
0506
|
№38[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.7.16.315
|
0606
|
№39[2]
|
?
|
Авария в июле 1980 года.
|
Нет
|
797.786.*.8.16.323
|
0706
|
№38[2]
(ранее №11)
|
?
|
В 1990-х годах демонстрировался на ВВЦ. В настоящее время находится в экспозиции Центрального музея ВВС России в подмосковном Монино.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.2.8.16.340
|
0806
|
№40[2]
|
20 июня 1978 года
|
Сборка завершена 20 июня 1978 года.
|
Нет
|
797.786.*.8.**.3**
|
0906
|
№41[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.8.**.3**
|
1006
|
№42[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
Седьмая партия (Як-38)
Начиная с машины 0107 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- В нижней части фюзеляжа (между шпангоутами 14 и 17, а также 17 и 29) начали устанавливать отражательные рёбра. Они были также установлены на некоторые из более ранних серийных машин.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.3.8.22.366
|
0107
|
№23[2]
(ранее №43)
|
?
|
В 1984 году использовался для испытаний аварийного барьера «Надежда», разработанного для авианесущих крейсеров проекта 1143. Далее служил в виде учебного пособия в ЕВВАУЛ. После его расформирования самолёт был отправлен на утилизацию, но его выкупил Таганрогский музей авиационной техники, где он сейчас является экспонатом. У машины некомплектна кабина, отсутствуют двигатели.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.3.8.22.372
|
0207
|
№44[2]
|
30 октября 1978 года
|
Сборка завершена 30 октября 1978 года. Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск». Авария 30 сентября 1980 года (Южно-Китайское море) — во время захода на посадку из-за неполадок с одним из подъёмных двигателей появился пикирующий момент, не позволивший осуществить посадку в вертикальном режиме. Малый остаток топлива не позволил увести самолёт на запасной аэродром (Камрань) для посадки в горизонтальном режиме. Лётчик (майор Оситнянко В. Г.) катапультировался и не пострадал, самолёт утонул в море.
|
Нет
|
797.786.3.8.22.377
|
0307
|
№45[2]
|
12 октября 1978 года
|
Сборка завершена 12 октября 1978 года. Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск». Катастрофа 8 сентября 1980 года (Южно-Китайское море) — отказ системы вращения поворотных насадок подъёмно-маршевого двигателя во время взлёта с коротким разбегом. Лётчик-испытатель Олег Кононенко не стал катапультироваться, надеясь спасти машину. Самолёт затонул вместе с пилотом.
|
Нет
|
797.786.3.8.22.385
|
0407
|
№46[2]
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск».
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.*.30.400
|
0507
|
№22[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.8.30.413
|
0607
|
№49
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск».
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.*.30.422
|
0707
|
№50
|
?
|
На этом самолёте летал морской лётчик Панасенко В. Г.
|
Нет
|
797.786.*.*.30.4**
|
0807
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.30.4**
|
0907
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.30.451
|
1007
|
№52[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
Восьмая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.*.30.470
|
0108
|
№53[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.8.30.483
|
0208
|
№47
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск».
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.1.9.3*.***
|
0308
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.9.33.502
|
0408
|
?
|
?
|
Авария в июле 1980 года.
|
Нет
|
797.786.*.9.33.570
|
0508
|
№35[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.9.33.601
|
0608
|
№58
|
?
|
Первый Як-38 со съёмным крылом. В настоящее время является экспонатом Государственного музея авиации Украины в Киеве. Борт в хорошем состоянии, но некомплектен (сняты двигатели). На заглушках ВЗ стоит номер "07".
|
Нет
|
797.786.*.9.33.606
|
0708
|
№58[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.9.33.612
|
0808
|
№57[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.9.40.624
|
0908
|
№55[2]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.9.40.627
|
1008
|
№56[2]
|
20 апреля 1979 года
|
Сборка завершена 20 апреля 1979 года. Использовался для испытаний в 3 Управлении 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова. Катастрофа 9 июля 1981 года (аэродром Кировское) — во время полёта на самолёте отказала гировертикаль, без которой запрещается осуществлять вертикальную посадку. Также без неё не работает система автоматического катапультирования. Полоса на аэродроме Кировское в это время ремонтировалась, и для осуществления горизонтальной посадки необходимо было уходить на другой аэродром. Лётчик-испытатель подполковник Николай Белокопытов, однако, этого делать не стал и попытался совершить вертикальную посадку, во время которой отказал один из подъёмных двигателей. Самолёт завалился на нос и разбился. Лётчик погиб.
|
Нет
|
Девятая партия (Як-38)
Начиная с машины 0109 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- Съёмная передняя кромка внутренней секции крыла стала выполняться из алюминиевого сплава марки 01420Т вместо сплава марки 01420ТЛ1,2.
Начиная с машины 0409 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- Угол поперечного V стабилизаторов сменён с -15° на -8°.
Начиная с машины 0809 в конструкцию были внесены следующие изменения:
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.9.47.630
|
0109
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.9.47.633
|
0209
|
№51[2]
|
5 февраля 1980 года
|
Сборка завершена 5 февраля 1980 года. Служил в 311-м ОКШАП. Авария 27 мая 1981 года (аэродром Пристань) — ошибка лётчика (старшего лейтенанта Байструка Я. И.) при заходе на посадку, приведшая к сильному развороту самолёта и возникновению большого угла пикирования. Сработала система автоматического катапультирования. Лётчик не пострадал, самолёт разбился.
|
Нет
|
797.786.*.9.47.646
|
0309
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.0.47.649
|
0409
|
?
|
?
|
В апреле — мае 1980 года участвовал в операции «Ромб».
|
Нет
|
797.786.1.0.52.651
|
0509
|
?
|
?
|
В апреле — мае 1980 года участвовал в операции «Ромб».
|
Нет
|
797.786.1.0.52.658
|
0609
|
?
|
?
|
В апреле — мае 1980 года участвовал в операции «Ромб».
|
Нет
|
797.786.1.0.54.666
|
0709
|
№53[9]
|
?
|
В апреле — мае 1980 года участвовал в операции «Ромб». Авария 25 июля 1983 года. После списания был разделан на металл.
|
Нет
|
797.786.*.0.54.678
|
0809
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.0.**.***
|
0909
|
№55[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.0.**.***
|
1009
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Десятая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.2.0.**.***
|
0110
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.0.**.***
|
0210
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.0.**.***
|
0310
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.0.**.***
|
0410
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.0.60.683
|
0510
|
?
|
26 сентября 1980 года
|
Сборка завершена 26 сентября 1980 года.
|
Нет
|
797.786.3.0.60.6**
|
0610
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.0.60.6**
|
0710
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.0.60.6**
|
0810
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.0.60.697
|
0910
|
?
|
4 февраля 1981 года
|
Сборка завершена 4 февраля 1981 года.
|
Нет
|
797.786.4.0.60.699
|
1010
|
№60[9]
|
?
|
В 1996 году демонстрировался на ВВЦ. Долгое время находился на Ходынском поле в Москве — сперва как музейный экспонат, а после закрытия музея просто стоял без ухода под открытым небом. Неизвестными был разбит фонарь кабины лётчика, оказались открыты некоторые технические лючки. В начале 2012 года его перевезли в Музей техники Вадима Задорожного. Самолёт будет отреставрирован и выставлен как музейный экспонат.
Фотографии на Викискладе
|
|
Одиннадцатая партия (Як-38)
Начиная с машины 0911 в конструкцию были внесены следующие изменения:
- Подъёмные двигатели РД-36-35ФВ были заменены на улучшенные РД-36-35ФВР.
- Подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 был модернизирован с увеличением тяги.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.4.0.60.***
|
0111
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.0.60.871
|
0211
|
№16[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.0.6*.***
|
0311
|
№46[9]
|
?
|
С 1981 года находился на авиабазе Новофёдоровка (Саки, Крым). Использовался ЛИИ для отработки взлёта с коротким разбегом и посадки с проскальзыванием, а также съёма характеристик силовой установки. Сперва летал Валентин Назарян, а затем военные лётчики-испытатели. В 1982 году перевезён на аэродром Пристань. Осенью отправился в плавание на борту ТАКР «Минск», в ходе которого весной 1983 года проходил испытания на эксплуатацию в условиях повышенной влажности. Затем самолёт был передан военным для подтверждения результатов испытаний. Конец 1983 года — испытательные полёты с борта ТАКР «Новороссийск» для определения возможности осуществления ВКР с его палубы. Полёты осуществлялись в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, пилотировал лётчик-испытатель, полковник Виктор Васенков. Позже самолёт осуществлял испытательные полёты с авиабазы Кировское.
|
Нет
|
797.786.4.0.63.371
|
0411
|
?
|
9 марта 1981 года
|
Сборка завершена 9 марта 1981 года. Авария.
|
Нет
|
797.786.1.1.**.***
|
0511
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.1.**.***
|
0611
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.1.**.***
|
0711
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.1.1.71.577
|
0811
|
№67
|
?
|
Находился в Евпатории. В 2010 году был передан в экспозицию Военно-морского музея Украины, Севастополь.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.786.*.1.71.590
|
0911
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.**.***
|
1011
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Двенадцатая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.1.**.***
|
0112
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.**.***
|
0212
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.74.635
|
0312
|
№46[9]
|
?
|
К марту 1982 года в конструкцию самолёта были внесены различные изменения. Испытания машины продолжались с 31 марта по 20 ноября 1983 года на авиабазе Кировское и борту ТАКР «Новороссийск». Было выполнено 164 полёта, из них 10 — с борта авианесущего крейсера (лётчики-испытатели Яковенко А. И. и Домонецкий Н. С.).
|
Нет
|
797.786.*.1.7*.6**
|
0412
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.76.657
|
0512
|
№58[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.7*.6**
|
0612
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.1.7*.6**
|
0712
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.1.78.705
|
0812
|
?
|
4 ноября 1981 года
|
Сборка завершена 4 ноября 1981 года.
|
Нет
|
797.786.*.1.78.7**
|
0912
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.1.78.729
|
1012
|
№69[9]
|
18 января 1982 года
|
Сборка завершена 18 января 1982 года.
|
Нет
|
Тринадцатая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.4.1.**.***
|
0113
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.1.**.***
|
0213
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.1.81.759
|
0313
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
?
|
0413
|
№82[9]
|
1982 год
|
Переделан в Як-38М.
|
Нет
|
?
|
0513
|
№83[9]
|
1982 год
|
Переделан в Як-38М.
|
|
797.786.*.2.86.815
|
0613
|
№73[9]
|
?
|
Конец 1983 года — испытательные полёты с борта ТАКР «Новороссийск» для определения возможности осуществления ВКР с его палубы. Полёты осуществлялись в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, пилотировал лётчик-испытатель, полковник Виктор Васенков.
|
Нет
|
797.786.*.2.86.840
|
0713
|
№74[9]
|
?
|
Конец 1983 года — испытательные полёты с борта ТАКР «Новороссийск» для определения возможности осуществления ВКР с его палубы. Полёты осуществлялись в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, пилотировал лётчик-испытатель, полковник Виктор Васенков.
|
Нет
|
797.786.*.2.90.847
|
0813
|
№75[9]
|
?
|
Конец 1983 года — испытательные полёты с борта ТАКР «Новороссийск» для определения возможности осуществления ВКР с его палубы. Полёты осуществлялись в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, пилотировал лётчик-испытатель, полковник Виктор Васенков.
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0913
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
1013
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Четырнадцатая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.2.**.***
|
0114
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0214
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0314
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0414
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0514
|
№84[9]
|
?
|
Авария 10 ноября 1983 года.
|
Нет
|
797.786.*.2.**.***
|
0614
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.3.2.95.881
|
0714
|
?
|
25 октября 1982 года
|
Сборка завершена 25 октября 1982 года.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0814
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0914
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
1014
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Пятнадцатая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.*.**.***
|
0115
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0215
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0315
|
№15
|
?
|
Самолёт использовался для испытаний в ЛИИ (в частности для отработки взлётно-посадочных операций с неподготовленной площадки). На машине летали лётчики-испытатели Валентин Назарян, Леонид Лобас, Виктор Заболотский. 18 августа 1991 года совершал показательные полёты на праздновании Дня Авиации в Жуковском. Авария 28 июля 1992 года (аэродром Раменское) — при подготовке к МосАэроШоу-92 во время отработки элемента «карусель» возник опасный крен, что привело к срабатыванию системы автоматического катапультирования. Лётчик-испытатель Виктор Заболотский не пострадал, самолёт потерян.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0415
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0515
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.2.3.97.***
|
0615
|
№61[9]
|
?
|
13 марта 1987 года самолёт первым среди Як-38 совершил посадку на палубу ТАКР «Баку» (управлял машиной лётчик-испытатель Юрий Митиков). 15 и 19 марта он выполнил на самолёте пять висений, а 21 марта — два полёта по полному профилю с борта крейсера. Затем было совершено ещё 5 полётов в рамках испытаний корабля. 30 марта Митиков увёл самолёт на авиабазу Кировское.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0715
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0815
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0915
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
1015
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Шестнадцатая партия (Як-38)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.*.**.***
|
0116
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0216
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0316
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0416
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
0516
|
?
|
?
|
Последний серийный Як-38.
|
Нет
|
Неотсортированные машины (Як-38)
Для самолётов из этой таблицы необходимо установить, если это возможно, серийный номер и перенести их в основную таблицу.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.786.*.*.97.565
|
Установить!
|
№86[9]
|
?
|
Конец 1983 года — испытательные полёты с борта ТАКР «Новороссийск» для определения возможности осуществления ВКР с его палубы. Полёты осуществлялись в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, пилотировал лётчик-испытатель, полковник Виктор Васенков.
|
Нет
|
797.786.*.*.97.677
|
Установить!
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.786.4.3.98.473
|
Установить!
|
?
|
27 декабря 1983 года
|
Сборка завершена 27 декабря 1983 года. Авария.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
Установить!
|
№71
(ранее без б/н)
|
?
|
Экспонат Технического музея ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти.
|
|
797.786.*.*.**.***
|
Установить!
|
№38
(ранее №29)
|
?
|
Сохранён на 121 АРЗ, Кубинка.
|
|
797.786.*.*.**.***
|
Установить!
|
№55
|
?
|
Экспонат музея Евпаторийского АРЗ.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
Установить!
|
№28
|
?
|
По состоянию на 2007 год находился на территории Евпаторийского АРЗ.
|
Нет
|
797.786.*.*.**.***
|
Установить!
|
№72
|
?
|
Находится на территории СВВАУЛ.
|
Нет
|
Як-36МУ
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
01[9]
|
—
|
№05[9]
|
23 марта 1973 года
|
Опытный образец («изделие ВМУ-1»). Его сборка на ММЗ «Скорость» была завершена 23 марта 1973 года. 17 августа совершил первый полёт под управлением лётчика-испытателя Михаила Дексбаха. С 25 сентября 1973 года по 31 июля 1974 года проходил испытания на испытательной базе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова в городе Ахтубинске. 25 октября 1973 года, Михаил Дексбах совершил на самолёте первые два висения. В ноябре-декабре того же года он совершил ещё несколько висений, управляя машиной с места инструктора. В феврале 1974 года было совершено несколько полётов, включавших взлёт по-самолётному, запуск в полёте подъёмных двигателей и снижение скорости до висения. 22 марта была достигнута скорость в 900 км/ч на высоте 5000 метров. Через четыре дня Дексбах совершил полёт по «полу-профилю», взлетев вертикально и разогнавшись до 900 км/ч перед тем, как приземлиться по-самолётному. 30 марта 1974 года им впервые был совершён полёт по полному профилю. Всего за этап «А» государственных испытаний было совершено 90 полётов. Этап «Б» проходил в апреле-сентябре 1977 года на борту ТАКР «Киев». После этого изделие ВМУ-1 использовалось для тренировки строевых лётчиков — сперва в Ахтубинске, а затем на авиабазе Новофёдоровка в Саках (Крым). После окончания срока службы машина была установлена там же в виде памятника.
|
Нет
|
Як-38У
Первая партия содержала две машины, вторая — три, а каждая последующая партия — по 5 машин.
Первая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.5.0*.0**
|
0101
|
?
|
1975 год
|
Первый серийный Як-38У.
|
Нет
|
797.776.4.5.05.037
|
0201
|
№01[9]
|
1975 год
|
Проходил испытания в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова. В настоящее время экспонат музея Луганского авиационно-ремонтного завода, Украина.
Фотографии на Викискладе
|
|
Вторая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.3.6.11.071
|
0102
|
?
|
18 октября 1976 года
|
Сборка завершена 18 октября 1976 года. 27 декабря доставлен в 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова. С 8 апреля до 12 сентября 1977 года принимал участие в этапе «Б» государственных испытаний Як-36МУ.
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0202
|
?
|
?
|
Образец для статических испытаний.
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0302
|
№06[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
Третья партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.13.173
|
0103
|
№07[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.3.7.13.243
|
0203
|
№08[9]
|
29 октября 1977 года
|
Сборка завершена 29 октября 1977 года. Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск». Авария 7 июня 1979 года — потеря машиной управляемости во время захода на посадку из-за проблем с системой запуска подъёмных двигателей. Лётчики (Перепечко В. А. и Чурилов Ю. И.) катапультировались и не пострадали, самолёт утонул в море.
|
Нет
|
797.776.1.8.13.264
|
0303
|
№09[9]
|
7 февраля 1978 года
|
Сборка завершена 7 февраля 1978 года. Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Минск». Использовался для отработки взлёта с коротким разбегом (лётчики-испытатели Михаил Дексбах и Олег Кононенко совершили 14 полётов общей продолжительностью 3 часа 9 минут, а также 11 гонок двигателей). Авария 27 декабря 1979 года — отказ поворотного механизма сопел ПМД во время испытательного взлёта с коротким разбегом. Лётчики (Кононенко и Дексбах) катапультировались и не пострадали, не считая синяков и ушибов. Самолёт утонул в море.
|
Нет
|
797.776.*.*.13.303
|
0403
|
№07[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.13.355
|
0503
|
№04[9]
|
?
|
—
|
Нет
|
Четвёртая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.**.***
|
0104
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0204
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0304
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0404
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0504
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Пятая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.**.***
|
0105
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0205
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0305
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0405
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0505
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Шестая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.**.***
|
0106
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0206
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0306
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0406
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0506
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Седьмая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.**.***
|
0107
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.4.1.**.***
|
0207
|
№07[9]
|
?
|
Показательные полёты на МАКС-1995 под управлением лётчиков-испытателей Евгения Козлова и Александра Крутова.
|
Нет
|
797.776.4.1.48.236
|
0307
|
№24[9]
|
1982 год
|
Использовался для испытаний в ЛИИ им. Громова. Показательные полёты на МАКС-1993. В настоящее время установлен в ЛИИ в виде памятника.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.776.*.*.48.271
|
0407
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
0507
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Восьмая партия (Як-38У)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.2.3.54.163
|
0108
|
№03
|
?
|
Находился в Евпатории. В 2010 году был передан в экспозицию Военно-морского музея Украины, Севастополь.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.776.*.*.54.170
|
0208
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.*.*.55.215
|
0308
|
№47[9]
|
1985 год
|
Последний серийный Як-38У. Совершал показательные полёты на дне авиации в Жуковском в 1991 году.
|
Нет
|
Неотсортированные машины (Як-38У)
Для самолётов из этой таблицы необходимо установить, если это возможно, серийный номер и перенести их в основную таблицу.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.776.*.*.20.346
|
Установить!
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.776.2.0.38.454
|
Установить!
|
?
|
26 июня 1980 года
|
Служил в 299-м ИИКШАП. Авария 16 апреля 1986 года — ошибка пилотирования при полёте в паре, попадание в спутную струю ведущего. Лётчики майор Атласов Г. Ф. и инструктор командир авиаполка полковник Бакулин Г. Г. катапультировались. Бакулин получил травму, Атласов не пострадал, самолёт потерян.
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№03
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Киев».
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№04
|
?
|
Использовался ВМС Украины.
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№09
|
?
|
2007 год — Евпаторийский АРЗ.
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№10
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Киев».
|
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№20
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с борта ТАКР «Киев».
|
Нет
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№25
|
?
|
—
|
|
797.776.*.*.**.***
|
Установить!
|
№29
|
?
|
—
|
Нет
|
Як-38М
Производственные партии содержали по 10 машин.
Опытные образцы (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
?
|
0413
(как Як-38)
|
№82[9]
|
1982 год
|
Первый опытный образец («изделие 82-1»), переделан из серийного Як-38 в 1982 году. Первый этап заводских лётных испытаний изделия 82-1 проходил с 30 ноября по 14 декабря 1982 года на аэродроме Раменское. 30 ноября лётчик-испытатель Юрий Митиков совершил на самолёте первые два свободных висения. 21 декабря изделие 82-1 перевезли на авиабазу Кировское, Крым. 18 января 1983 года Митиков выполнил на машине первый полёт с горизонтальными взлётом и посадкой, при этом в полёте запускались подъёмные двигатели и осуществлялось торможение. 19 и 20 января было совершено ещё два подобных полёта. 10 февраля Митиков совершил на изделии 82-1 первый полёт по полному профилю. 24 марта самолёт перевезли на авиабазу Новофёдоровка (Саки, Крым), где его испытания продолжались до 31 мая. Заводские испытания изделия 82-1 завершились 3 июня. Всего за это время было совершено 44 полёта, общий налёт составил 17 часов 52 минуты. Авария 12 апреля 1985 года — столкновение с землёй в ходе испытательного полёта на максимальный взлётный вес. Лётчик-испытатель Владимир Макагонов катапультировался и не пострадал, самолёт потерян.
|
Нет
|
?
|
0513
(как Як-38)
|
№83[9]
|
1982 год
|
Второй опытный образец («изделие 82-2»), переделан из серийного Як-38 в 1982 году. 23 августа 1983 года лётчик-испытатель Андрей Синицын совершил на машине рулёжки по ВПП (аэродром Раменское). После этого самолёт был доставлен на авиабазу Новофёдоровка (Саки, Крым), где Синицын 7 сентября приступил к лётным испытаниям. Затем лётчик перелетел на машине на авиабазу Кировское, где испытания продолжились. Позже машину перевезли на аэродром Североморск-3. 8 октября Синицын совершил на изделии 82-2 первое свободное висение и передал машину лётчику-испытателю, полковнику Виктору Васенкову. 12 октября Васенков совершил на самолёте первую посадку на палубу ТАКР «Новороссийск», а затем и первый взлёт. В конце мая 1984 года в рамках государственных испытаний самолёт совершал полёты с борта контейнеровоза «Николай Черкасов». Всего по этой программе лётчиками-испытателями Виктором Васенковым и А. И. Яковенко было выполнено 18 полётов. С 6 по 15 июля 1987 года изделие 82-2 принимало участие в испытаниях на совместимость с авианесущим крейсером. В их рамках лётчиком-испытателем Юрием Митиковым было совершено 14 полётов с борта ТАКР «Баку». С 8 по 25 августа 1990 года самолёт проходил испытания на совместимость с новым ТАКР «Тбилиси», перед этим получив новый трёхцветный камуфляж. Всего с борта крейсера было совершено 15 полётов (Владимир Макагонов — 6, Е. Пригодин — 4, Владимир Якимов и Михаил Молчанюк — по 2, Юрий Сёмкин — 1). В начале 2000-х годов самолёт находился на авиабазе Кировское. Сейчас экспонат музея в Виннице, Украина. Самолёт получил новый голубоватый окрас.
Фотографии на Викискладе
|
|
Первая партия (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.*.*.**.***
|
0101
|
?
|
?
|
Первый серийный Як-38М.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0201
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0301
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0401
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0501
|
Нет
|
?
|
Этот самолёт служит учебным пособием в Харьковском авиационном институте, где находился по состоянию на конец 2010 года. От машины остался голый препарированный корпус, нет крыльев, киля и оперения.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0601
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0701
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0801
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0901
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
1001
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Вторая партия (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.4.4.02.095
|
0102
|
№48[9]
|
?
|
С 27 сентября по 20 октября 1986 года лётчик-испытатель Андрей Синицын выполнил на самолёте пять испытательных полётов с аэродрома Саратов-Южный для отработки сброса ПТБ, в одном из полётов исследовалась стабильность машины с ПТБ. В 1991 году выставлялся в Жуковском. В 2000-х годах самолёт находился в Москве, он был сохранён как памятник на территории в/ч 10149 в районе Орехово-Борисово. После расформирования части в 2010 году перевезён на территорию в/ч 31920 в посёлке Северный (в городе Балашиха).
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0202
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0302
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0402
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0502
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0602
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.1.5.04.192
|
0702
|
№38[9]
(ранее без б/н)
|
?
|
Изначально не имел бортового номера. 19 августа 1989 года — демонстрационный полёт на Дне Авиации в Жуковском (пилотировал лётчик-испытатель Андрей Синицын). Сентябрь 1992 года — показательные полёты на авиасалоне Фарнборо-1992 под управлением лётчика-испытателя Владимира Якимова (перед авиасалоном самолёт получил бортовой номер 38 «жёлтый»).
Фотографии на Викискладе
|
|
797.782.*.*.**.***
|
0802
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0902
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
1002
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Третья партия (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.*.*.**.***
|
0103
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0203
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0303
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0403
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0503
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0603
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0703
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0803
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0903
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
1003
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Четвёртая партия (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.*.*.**.***
|
0104
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0204
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0304
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0404
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0504
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0604
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0704
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0804
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0904
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
1004
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Пятая партия (Як-38М)
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.*.*.**.***
|
0105
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0205
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0305
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0405
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.4.7.08.489
|
0505
|
№63[9]
|
?
|
На левом борту самолёта были нанесены необычные рисунки: лицо кота Тома перед входом в воздухозаборник и голова кобры на боковой поверхности воздухозаборника чуть правее бортового номера. В 1990-х годах находился в разукомплектованном состоянии в Саках. Вероятно позже был утилизирован.
|
Нет
|
797.782.4.7.08.494
|
0605
|
№88[9]
|
1987 год
|
Использовался для испытаний приборной доски с изменённой планировкой. В августе 1989 года выставлялся на Ходынском поле. В 1993 году демонстрировался на авиашоу МАКС-1993.
Фотографии на Викискладе
|
|
797.782.*.*.**.***
|
0705
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0805
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
0905
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
1005
|
?
|
?
|
—
|
Нет
|
Неотсортированные машины (Як-38М)
Для самолётов из этой таблицы необходимо установить, если это возможно, серийный номер и перенести их в основную таблицу.
Заводской номер |
Серийный номер |
Бортовой номер |
Дата изготовления |
Примечания |
Фотография |
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№99[9]
(99 «белый»)
|
?
|
В 1990-х годах находился в разукомплектованном состоянии в Саках. Вероятно позже был утилизирован.
|
Нет
|
797.782.*.*.08.168
(вероятно 08.468)
|
Установить!
|
№97
(ранее №97)
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП, куда доставлен в 1986 году. Авария летом 1988 года (аэродром Пристань) — при посадке ночью по-самолётному (лётчик подполковник Виктор Воронюк) не наполнился тормозной парашют, самолёт выкатился за пределы ВПП и попал в овраг. В результате сильно пострадала носовая часть машины. После аварии самолёт отправили на Евпаторийский АРЗ, но из-за неких проблем восстановлен он так и не был. По состоянию на 2007 год находился там в частично разобранном состоянии.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№95
(ранее №87, №90)
|
?
|
В настоящее время выставлен как памятник в городе Артём, Приморский край.
|
|
797.782.3.8.11.109
|
Установить!
|
№34
|
?
|
Один из самых последних серийных Як-38М. Служил в 279-м ОКШАП. В 1996 году был передан в экспозицию Музея ВВС Северного флота, где и находится сейчас.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№93
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№95
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№95
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Авария 22 сентября 1987 года (аэродром Пристань) — потеря управляемости самолётом из-за нарушения технологии сборки тяги системы продольного управления технической службой полка. Лётчик майор Колобов В. Н. катапультировался и не пострадал, самолёт затонул в море.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№33
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП. Совершал полёты с палубы ТАКР «Баку».
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№36
|
?
|
По состоянию на октябрь 1995 года находился в разукомплектованном состоянии в Саках. Вероятно позже был утилизирован.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№40
|
?
|
Имел необычный двухцветный камуфляж, кроме того на самолёте отсутствовали красные звёзды и изображения флага ВМФ СССР. Использовался для испытаний на авиабазе Кировское. В 1987 году принимал участие в государственных испытаниях ТАКР «Баку». Летом 1991 года самолёт перегнали в Николаев, где в то время находился 299-й ИИКШАП (по причине ремонта полосы на авиабазе Новофёдоровка). Далее служил в составе 299-го ИИКШАП. По состоянию на 1996 год находился в разукомплектованном состоянии в Саках. В 1997 году был утилизирован.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№62
|
?
|
Утилизирован в Саках в 1995 году.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№79
|
?
|
По состоянию на 1995 год находился в разукомплектованном состоянии в Саках. Вероятно позже был утилизирован.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№78 ?
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№86 ?
|
?
|
Служил в 279-м ОКШАП.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№100
(ранее №100)
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП. Совершал полёты с палубы ТАКР «Новороссийск» (где то 1987—1988 год).
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№01
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП.
|
Нет
|
797.782.*.*.**.***
|
Установить!
|
№02
|
?
|
Служил в 311-м ОКШАП, последний Як-38М в авиаполку.
|
Нет
|
Примечания
- ↑ Gordon, 2008, p. 55
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 Gordon, 2008, p. 142
- ↑ Gordon, 2008, p. 44
- ↑ Gordon, 2008, p. 46
- ↑ Gordon, 2008, p. 47
- ↑ Gordon, 2008, p. 48
- ↑ Gordon, 2008, p. 52
- ↑ Gordon, 2008, p. 74
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Gordon, 2008, p. 143
Литература
- Yefim Gordon Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' / Translation by Dmitriy Komissarov. — Hinckley, England, UK: Midland Publishing, 2008. — 145 p. — ISBN 978-1-85780-287-0