29-01-2024
Су-6 | |
---|---|
Су-6 с мотором АМ-42 | |
Тип | Штурмовик |
Производитель | Завод №135 (Харьков), Завод №289 (Молотов) |
Главный конструктор | П. О. Сухой |
Первый полёт | 1940 год |
Статус | Опытный самолет |
Годы производства | 1940 — 1944 |
Единиц произведено | 10 |
Варианты | Су-7 |
Су-6 — советский опытный бронированный штурмовик с поршневым двигателем воздушного охлаждения времён Великой Отечественной войны конструкции П. О. Сухого.
Содержание |
4 марта 1940 года ОКБ Сухого получило официальное задание от Комитета Обороны при СНК СССР «Спроектировать и построить одномоторный бронированный одноместный штурмовик с мотором М-71… Самолет построить в двух экземплярах…».
Работы по первому экземпляру начались в середине апреля 1940 года и продолжались до конца января 1941 года, что было вызвано переездом, ОКБ на новое место, слабой производственной базой завода № 289 и отсутствием мотора М-71.
1 марта 1941 года летчик А. И. Кокин приступил к проведению сокращенных заводских испытаний, продолжавшихся до конца августа. В ходе испытаний было установлено, что по скорости полета, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 значительно превосходит Ил-2 АМ-38, но отсутствие пушечного и реактивного вооружения препятствовало постановке вопроса о серийном производстве. С 25 сентября по 10 октября самолет проходил контрольные испытания в НИИ ВВС КА. Завершить их в полном объеме не удалось, так как окончился ресурс единственного имевшегося в наличии двигателя М-71.
В январе 1942 года был завершен постройкой второй экземпляр штурмовика Су-6. В отличие от первого экземпляра на нем были установлены две пушки ВЯ-23, четыре пулемета ШКАС и десять РО для РС-82 или РС-132.
Заводские испытания самолета проводились с 15 января по 23 февраля, а 24 февраля самолет был передан на госиспытания в НИИ ВВС КА. С перерывами, они продолжались до конца мая 1942 года. В акте государственных испытаний отмечалось:
«…Самолет Су-6 с мотором М-71 по максимальной скорости горизонтального полета стоит выше штурмовика Ил-2 АМ-38…
…После выполнения боевого задания… самолет Су-6 обладает максимальной скоростью… 483 км/ч на 10-ти минутном форсаже. Эта скорость делает самолет Су-6 труднодосягаемым для истребителей противника, имеющих незначительное преимущество в скорости… … Считать целесообразным постройку небольшой войсковой серии самолетов Су-6 с М-71, как представляющих интерес по сравнительно большой максимальной горизонтальной скорости и имеющих мощное стрелково-пушечное и реактивное вооружение…». |
В июне был подготовлен проект постановления ГКО о постройке к 15 декабря 1942 года войсковой серии из 25 одноместных бронированных штурмовиков Су-6 с М-71, но, вопрос о постройке войсковой серии так и не был решен. П. О. Сухой, с учетом всех замечаний и дефектов, обнаруженных на государственных испытаниях, с разрешения А. И. Шахурина приступил к постройке модифицированного Су-6. К концу декабря модифицированный Су-6 с М-71Ф был практически готов, но, учитывая изменившиеся требования к штурмовику, П. О. Сухой принял решение переделать его в двухместный. 6 марта 1943 года летчик Н. Д. Фиксон поднял двухместный Су-6 в воздух, а к середине июня заводские испытания были завершены, и самолет передали в НИИ ВВС КА для проведения государственных испытаний.
Су-6 М-71Ф успешно прошел госиспытания. Выяснилось, что по максимальным скоростям, скороподъемности, потолку и дальности он значительно превосходил находившийся на вооружении ВВС КА штурмовой самолет Ил-2 с АМ-38Ф. Но наладить серийное производство мотора М-71Ф в трудных условиях военного времени не удалось. Поэтому П. О. Сухому было приказано заменить двигатель М-71Ф на менее мощный АМ-42.
22 февраля 1944 г. Г. И. Комаров приступил к заводским испытаниям штурмовика Су-6 с АМ-42. По завершению заводских испытаний, в конце апреля, самолет был передан на госиспытания, которые 15 мая были приостановлены из-за ненормальной работы АМ-42.
В мае 1944 года успешно завершил госиспытания штурмовик Ил-10 с АМ-42, показавший высокие летные данные. Сравнение ЛТД варианта Су-6 АМ-42 с Ил-10 было не в пользу первого. Суховский штурмовик уступал ильюшинской машине по большинству определяющих характеристик. В итоге, был сделан вывод о нецелесообразности запуска Су-6 с АМ-42 в серийное производство.
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
Су-6 в, су 6 курчатовского района г челябинска, су 6 октябрьского района, су 6 устиновского района г ижевска удмуртской республики.