17-10-2023
Су-33 | |
---|---|
Тип | палубный истребитель |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | КнААПО |
Главный конструктор | М. П. Симонов |
Первый полёт | 17 августа 1987 года |
Начало эксплуатации | 31 августа 1998 года |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Авиация ВМФ России |
Годы производства | с 1989 года[1] |
Единиц произведено | 26[2][3][4] |
Базовая модель | Су-27 |
Варианты | Су-33УБ |
Изображения на Викискладе |
Су-33 (Су-27К, Т-10К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлет и посадку «по-самолётному» на ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Был принят на вооружение 31 августа 1998 года[5] и является одним из основных самолётов авиации ВМФ России.
Содержание |
Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года[6], должен был быть разработан на основе тяжелого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27[6]. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей[6]. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР[6].
В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением[7]. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая летчиком-испытателем В. Г. Пугачевым[7]. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО[8]. Спустя полгода к летным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение[7]. Первый полет второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987 года[7]. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащен и первый летный образец[7], однако, 27 сентября 1988 года (спустя месяц после начала его летных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем[7].
20 октября 1989 года ТАКР «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») впервые покинул Черноморский судостроительный завод и вышел в море[9]. Корабль был укомплектован ещё не всеми[9] радиолокационными средствами и ракетным оружием, но уже имел все авиационно-технические средства[9], позволяющие выполнять взлеты, посадки и техническое обслуживание самолётов — аэрофинишер, стартовые задержники, газоотбойные щиты, самолётные подъёмники, а также радиотехническую систему посадки «Резистор-К42», оптическую систему посадки «Луна-3», систему видеонаблюдения и корабельные РЛС[9].
Спустя ровно неделю после того, как ТАКР «Тбилиси» был спущен на воду, летчик-испытатель Виктор Пугачев выполнил облет авианосца на высоте 1500 м, после чего сделал несколько кругов вокруг него на высоте 30 м над палубой и вернулся на аэродром Саки[9]. В следующую неделю продолжались испытательные полеты над авианосцем истребителей Су-33 и МиГ-29К, а также летающих лабораторий, которые выполняли тестирование радиолокационных систем корабля, работащих для палубной авиации[9]. В эти дни самолёты пролетали над палубой на высоте 2—3 метров, иногда даже касаясь её и проезжая по всей длине[9], что, фактически, можно назвать посадками, но без зацепления за аэрофинишер[9]. Такие полеты продолжались до 31 октября 1989 года[9], после чего было принято решение, что и самолёт, и летчик-испытатель Виктор Пугачев, и сам авианосец готовы к выполнению первой уже «настоящей» посадке на палубу[9]. На следующий день состоялась первая в истории отечественной авиации посадка самолёта обычной схемы на палубу авианосца[9]. В этот же день на палубу «Тбилиси» совершили первую посадку ещё два новых палубных самолёта — МиГ-29К и Су-25УТГ[9].
На следующий день были выполнены взлеты с палубы авианосца[9]. Первым выполнил взлет штурмовик Су-25УТГ[9], после чего зашёл на посадку, а затем взлетел вновь[9]. Су-33 был установлен на первую взлетную позицию с дистанцией разбега 105 м[9], но сразу же была обнаружена проблема — газоотражающий щит устанавливался на угол 60°, что вызывало отражение раскаленных газов в сторону близко стоящего самолёта и могло повредить его конструкцию[9]. Угол наклона щитов был сразу же изменен до 45°[9], но при попытке взлета не сработали стартовые задержники[9], в результате чего самолёт в режиме полного форсажа простоял на палубе корабля лишних 10 секунд и прожег арматуру поднятого газоотбойного щита[9]. После этого Су-33 был перемещен на угловую палубу[9], откуда он без газоотбойного щита и стартовых задержников выполнил свой первый взлет с палубы авианосца и совершил перелет на аэродром Саки[9]. В дальнейшем Ю. А. Семкиным и В. Г. Пугачевым было выполнено несколько взлетов с корабля с последовательным наращиванием взлетной массы.
Летно-конструкторские испытания успешно завершились 22 ноября 1989 года[9], после чего авианосец был отправлен на доработку и укомплектовывание всем необходимым оборудованием[9].
Серийное производство Су-33 началось в 1989 году[1] в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний[1]. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года[1] и 17 февраля того же года поднялась в воздух[1]. Пилотировал самолёт летчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев[1]. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных летных испытаний, которые начались в марте 1991 года[1].
В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33, можно сказать, не состоялось — всего было построено 26 серийных истребителей[2][3][4], 20[10] из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводит наземные и летные испытания модернизированных истребителей Су-33[11], однако, никакой информации о внесенных изменениях пока не имеется.
Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку[12]. Трапецевидное крыло[12], имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус[12]. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние[12]. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера[12], что очень важно для палубного истребителя.
Крыло истребителя Су-33 выполнено трапециевидным[12], стреловидность по передней кромке равна 42,4°[12], консоли крыла набраны из профилей П44М[12]. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла — 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках — 14,948 м)[12]. Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м²[12]. Заднее горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора[12]. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора — С9С[12]. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным[12]. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м²[12]. Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м²[12]. Кили имеют профиль У3 и установлены без развала[12], каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м²[12].
Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца[12]. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся[8], ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К[8]. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К[8].
Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками[12], что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками[12], предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм[12]. Они работают в автоматическом режиме — опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском[12].
Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга[12]. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33[13], что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс[13], что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива[13].
При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей[6], среди которых:
В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения[6], что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг[6] и смещением центра масс мог стать статически устойчивым[6]. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27[8].
Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года.
Предполагается, что ресурс стоящих на вооружении машин истечёт к 2015 году[14].
Всего с момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.
Источники: А.Фомин «Су-33 — корабельная эпопея»[17], Е.Гордон «Sukhoi Su-27»[18], ОКБ Сухого[19]
Экземпляр | Бортовой номер | Примечания | Фотография | ||
---|---|---|---|---|---|
Опытные | |||||
Т10К-0 | сер.№ 01-01 | для стат.испытаний. | Нет | ||
Т10К-10 | сер.№ 03-05 | для стат.испытаний. | Нет | ||
Т10-20КТМ | борт.№ "синий 20" | габаритно-массовый макет, был изготовлен на базе опытного Т10-20, использовался для отработки размещения на палубе авианосца будущих Су-33 | |||
Т10К-1 | борт.№ "синий 37" | первый летный прототип. Первый вылет состоялся 17 августа 1987г. Потерян 27 сентября 1988 г. в результате отказа. Летчик Н.Садовников успешно катапультировался. | Нет | ||
Т10К-2 | борт.№ "синий 39" | Второй летный прототип. Первый вылет состоялся 22 декабря 1987г. Именно этот самолёт, пилотируемый В.Г. Пугачевым, совершил первую посадку на авианосец 1 ноября 1989 г. | Нет | ||
Установочная партия | |||||
Т10К-3 | сер.№ 02-01 | Первый полет 17 февраля 1990 г. | Нет | ||
Т10К-4 | борт.№ "синий 59"(зав.№ 49051002502, сер.№ 02-02) | 1990 г. В 1995-1999 гг. переоборудован в Т10КУБ-1. | Нет | ||
Т10К-5 | борт.№ "синий 69"(зав.№49051002603, сер.№ 02-03) | 1990 г. Постоянный участник МАКС. | |||
Т10К-6 | борт.№ "синий 79"(зав.№ 49051003301, сер.№ 03-01) | 1991 г. | Нет | ||
Т10К-7 | борт.№ "синий 89"(сер.№ 03-02) | 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории суверенной Украины[2][22][23]. Позднее самолёт был продан Китаю[2][24], где был скопирован в 2010 г. (копия получила наименование J-15[2]). | Нет | ||
Т10К-8 | борт.№ "синий 99"(сер.№ 03-03) | 1991 г. 11 июля 1991 г. в результате отказа СДУ машина была потеряна. Т.Апакидзе успешно катапультировался. | Нет | ||
Т10К-9 | борт.№ "синий 109"(зав.№ 49051003604, сер.№ 03-04) | 1991 г. | |||
Серийные машины | |||||
борт.№№ красный "60" | |||||
борт.№№ красный "61" | Нет | ||||
борт.№№ красный "62" | Нет | ||||
борт.№№ красный"64" | |||||
борт.№№ красный "65"(зав.№ 49051006105, сер.№ 06-05) | Разбился 17 июня 1996 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик В.Кузьменко погиб. | Нет | |||
борт.№№ красный "66" | Нет | ||||
борт.№№ красный "67" | Нет | ||||
борт.№№ красный "68" | Нет | ||||
борт.№№ красный "70"(зав.№ 49051004103, сер.№ 04-03) | Разбился 17 июля 2001 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик Т.Апакидзе погиб. | Нет | |||
борт.№№ красный "71" | Нет | ||||
борт.№№ красный "72" | |||||
борт.№№ красный "73" | Разбился 11 мая 2000 г. в результате ошибки пилотирования. Летчик П.Кретов успешно катапультировался. | Нет | |||
борт.№№ красный "76" | Нет | ||||
борт.№№ красный "77"(зав.№ 49051005101, сер.№ 05-01) | Нет | ||||
борт.№№ красный "78" | Нет | ||||
борт.№№ красный "79" | Нет | ||||
борт.№№ красный "80" | |||||
борт.№№ красный "81" | |||||
борт.№№ красный "82" (зав.№ 49051007504, сер.№ 07-04) | Утонул 5 сентября 2005 г. в результате обрыва аэрофинишера при посадке на палубу. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался. | Нет | |||
борт.№№ красный "83" | Нет | ||||
борт.№№ красный "84" | Нет | ||||
борт.№№ красный "85" | |||||
борт.№№ красный "86" | |||||
борт.№№ красный "87" | |||||
борт.№№ красный "88"(зав.№ 49051009301, сер.№ 09-01) | Нет |
Корабельная авиация России и СССР | ||
---|---|---|
Летающие лодки и гидросамолёты | КОР-1 • КОР-2 • КР-1 • М-5 • М-9 • Ю-20 • Model F • Model K | |
Вертолёты | Ка-10 • Ка-15 • Ка-25 • Ка-27 • Ка-29 • Ка-31 • Ка-52К • Ка-56 • Ка-60К • Ка-226ТМ • Ка-Х «Чайка» • Ми-11 | |
Истребители / Перехватчики | МиГ-23А • МиГ-23К • МиГ-29К • Су-27КМ • Су-29К • Су-33 • Т-50К • «Тигр» • Як-9К1 • Як-39 • Як-141 | |
Штурмовики | Су-24К • Су-25К • Су-28К • Як-36 • Як-38 • Як-38М | |
Бомбардировщики / Торпедоносцы | ПТ-М71 • Ту-91 | |
Самолёты ПЛО / РЛДН | Ан-71К • П-42 • Як-44 | |
Учебные самолёты | МиГ-29КУБ • Су-25УТГ • Су-33УБ • Як-38У | |
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; 1 — не было специальной корабельной модификации. |
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
Су-33.