Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Телешева, Екатерина Александровна

06-08-2023

Екатерина Телешева

Портрет работы Ореста Кипренского, 1828 г.
Имя при рождении:

Екатерина Александровна Телешева

Дата рождения:

23 ноября 1805(1805-11-23)

Дата смерти:

1857 год(1857)

Профессия:

артистка балета

Гражданство:

 Российская империя

Театр:

Большой Каменный театр, Петербург

Екатери́на Алекса́ндровна Телешева (Телешова, Телешёва); (18041857) — русская балерина, любимая ученица Дидло и Е. И. Колосовой.

Содержание

Биография

В начале XIX века Екатерина, — наследница обедневшего дворянского рода, — поступила в Петербургское театральное училище. Впервые она, тогда ещё ученица театрального училища, появилась на петербургской сцене в балете своего учителя Шарля Дидло «Зефир и Флора» в 1820 году. После окончания училища её принимают солисткой в труппу петербургского Большого театра, где Телешова вскоре занимает ведущее положение. Она с успехом танцует в балетах Дидло. В 1824 году исполняет партию Волшебницы в балете Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника».

Портрет Телешовой в роли Луизы из балета "Дезертир, 1824

На сцене выступала одновременно с другой, тоже изящной танцовщицей Верой Зубовой; обе были талантливы, обе красивы, обе имели массу поклонников, сначала подруги по школе, позднее соперницы за сердце Милорадовича.

Телешова была изящная, привлекательная женщина: высокого роста стройная брюнетка, она была пантомимной танцовщицей с чрезвычайно выразительной мимикой, притом обладала замечательной лёгкостью в танцах. Она особенно отличалась в балетах «Дезертир» на музыку Монсиньи, «Федра и Ипполит» Кавоса и Турика, в комедии «Батюшкина дочка», в опере «Фенелла» Обера. Несмотря на успех в балете, она была известна своей привязанностью к драматическому искусству. Родственница известной Е. И. Ежовой, «домоправительницы» князя Шаховского, Телешова пользовалась расположением закулисного начальства, и услужливый Дидло назначал ей те роли, которые ей нравились.

В 1827 году Телешова получила звание придворной танцовщицы. О её таланте один из современников писал[1]:

…При самой очаровательной наружности имела она столько чувств и игры, что увлекала самого бесстрастного зрителя.

О Екатерине Телешовой неоднократно упоминает в своей книге[2] театральный актёр, критик и историк балета А. А. Плещеев (1858—1944).

Личная жизнь

Милорадович

Её покровителем и любовником, фактически гражданским мужем, был граф, Генерал-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Андреевич Милорадович, именно с её квартиры он отправился на Сенатскую площадь в день мятежа декабристов, где был убит Каховским.

В период связи с Милорадовичем, Телешова стала «закулисной султаншей». Говорили даже, что из-за неё погибла другая талантливая балерина Анастасия Семёновна Новицкая (1790—1822), которая отказалась играть в одном спектакле с ней второстепенную роль. Милорадович так напугал её своими угрозами посадить в смирительный дом, что она слегла в постель и вскоре умерла. В Екатерину был влюблён Александр Грибоедов, тогда офицер гусарского полка, который посвятил ей стихотворение в связи с исполнением ею танца Золмиры в балете «Руслан и Людмила», поставленном на сцене 8 декабря 1824 года:

О, кто она? — Любовь, харита,
Иль пери для страны иной
Эдем покинула родной,
Тончайшим облаком обвита?
И вдруг — как ветр ее полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной…

Кипренский О. (1826 г.) портрет А.Ф. Шишмарёва

Эти обстоятельства привели к серьёзному конфликту Грибоедова с Милорадовичем, который разрешила только смерть последнего. «Итальянка у фонтана», а Зелии.

Телешова состояла в гражданском браке с богачом Афанасием Фёдоровичем Шишмарёвым (1790—1876), от которого имела пять сыновей и дочь Екатерину, получивших фамилию Телешовых.

Екатерина Телешева оставила сцену в 1842 году в возрасте тридцати восьми лет. Умерла в 1857 году, пережив свою сценическую славу.

См. также

Ссылки

  1. Красовская В. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века.:М.-1958,с.159
  2. Плещеев А. А. Наш балет (1673—1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. — СПб.: «Лань», «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. — 576.: ил. с. — ISBN 978-5-8114-0840-5

Телешева, Екатерина Александровна.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84