Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Фирдаус

26-05-2023

(перенаправлено с «Фирдаус»)
Перейти к: навигация, поиск

Джа́ннат (араб. جنّة‎‎ — сады‎) — в исламской эсхатологии: райский сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать мусульмане-праведники. Для обозначения рая также употребляются слова ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай») и другие.

В Коране и сунне пророка Мухаммада даётся описание рая, его уровней и особенностей. В Коране упоминаются названия 4 садов и рек . Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён . Однако, вершиной райских благ будет возможность «лицезрения Аллаха». Праведники, попавшие в рай будут в возрасте 33 лет. В раю будет существовать супружеская жизнь, но дети рождаться не будут . Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопросы сотворённости рая и возможности «лицезрение Аллаха» .

Тем, которые уверовали в знамения Аллаха, по­ви­но­ва­лись Ему и предались Ему, будет сказано в День воскресения почтительно: "Войдите в рай, ли­куя, вы и ваши жёны, где ваши лица будут си­я­ю­щи­ми от счастья". Когда они войдут в рай, их будут обносить золотыми блюдами и чашами с ра­з­ной едой и напитками. Им в раю уготовано всё, что пожелают души и что усладит очи. И что­бы их радость была полной, им будет ска­за­но: "В этом блаженстве вы пребудете веч­но!" И чтобы они чувствовали полную ми­лость, им ска­жут: "Это и есть рай, в который вы вошли в во­з­даяние за ваши добрые деяния в зем­ной жизни. В раю для вас – изобилие фрук­тов разных ви­дов и сортов, которыми вы бу­де­те нас­лаж­дать­ся".

Этимология

Для обозначения рая употребляются слова джанна («сад»), ан-на’им («благодать»), аль-фирдаус («рай»), ’иллиюн («возвышенное»)[1] и т. д.

Арабское слово джанна означает «сад». Оно также употребляется во множественном числе — джаннат («сады»). Чаще всего оно употребляется в устойчивых словосочетаниях, объединяющих главные признаки коранического рая:

  • «сады благодати» — джаннат ан-на’им
  • «эдемские сады» — джаннат ’адн
  • «райские сады» — джаннат аль-фирдаус
  • «сад вечности» — джаннат аль-хульд
  • «сады пристанища» — джаннат аль-ма’ва
  • «сад возвышенный» — джанна ’алия[2][3].

Для обозначения рая также используется слово дар — «обитель», точнее, «обитель праведников» в потустороннем мире (ахират). В Коране и сунне пророка Мухаммада в отношении рая употребляются следующие словосочетания:

  • «обитель мира» — дар ас-салам
  • «обитель богобоязненных» — дар аль-муттакин
  • «обитель [вечного] пребывания» — дар аль-мукама[3].

Описание рая

После Судного дня (киямат) верующие попадут в рай, а грешники будут вечно гореть в аду. В раю люди будут вечно наслаждаться благами, уготованными им Аллахом. Главной наградой для обитателей рая будет созерцание Господа[4]. Аллах создал рай и ад до сотворения творений, и они не будут уничтожены.[5]. Рай охраняют ангелы во главе с ангелом, которого зовут Ридван.

Рай имеет огромные размеры[6] и несколько уровней для различный категорий праведников. В нём будет ни холодно и ни жарко. Он создан из серебряных и золотых кирпичей с ароматным запахом мускуса[7]. В хадисах упоминается райское дерево Туба[8] и множество других деревьев, стволы которых состоят из золота[9]. В Коране упоминаются деревья «тальх» (акация), «увешанное плодами»[10] и «сидр» без обычных для них шипов[11]. Венчает рай дерево «сидрат аль-мунтаха» (лотос крайнего предела)[12].

Можно сказать, что исламская картина рая продолжает древневосточную традицию представлений о Последней жизни (ахират) с включением в него особенностей представления о высшем наслаждении, свойственное жителям пустыни. Параллели исламского образа рая можно найти в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. В мекканский период образ рая был более эмоционален, в мединский — более конкретен. В мединских сурах появляются подробные описания райских рек, «чернооких» гурий и т. д[13].

Райские сады и реки

Коранический рай — это тенистые сады с многочисленными источниками, каналами и прудами[14]. В раю имеются 4 сада (Адн[15], Фирдаус[16], Мава[17], и Найм[18]) и 4 реки[19] (Сальсабиль[20], Тасмим[21], Маин[22] и Каусар[23]). На самом верхнем уровне находится Фирдаус, выше которого уже начинается Трон Аллаха (Арш). Иногда различные названия рая трактуются как названия разных его частей[3].

В райских реках текут вода, молоко, райское вино и мёд[24]. Среди водоемов особо выделяется Каусар, предназначенный специально для пророка Мухаммада, и в который стекаются все райские реки[3].

Райские блага

В исламском предании имеются сведения о том, что все обитатели рая получат то, что невозможно себе представить и описать словами[25]. Исламские богословы (улемы) считают, что описания в Коране и сунне рая и ада отражают лишь приблизительные представления на уровне человеческих понятий, а их истинная сущность непостижима и будет прояснена только после Божьего Суда. Все представления о загробной жизни принимаются мусульманами к сведению, с оговоркой того, что истинная сущность всего этого известна только Аллаху[24].

Для праведников, пребывающих в раю уготована еда, питьё[26], прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён[3]. Любая еда, которую они пожелают, будет им дана. В числе угощений будут «плоды, и пальмы, и гранаты», а также райское вино, которое не будет пьянить[27]. Испражнения будут выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу[28].

Коранические образы райских наслаждений широко использовались в проповеднических целях (дават). В современных проповедях ислама конкретная образность рая переплетается с символическим толкованием, а выдвижение на первый план различных аспектов зависит от аудитории и задач. Антиисламская пропаганда использует те же образы в качестве доказательства «безнравственности» и «грубости» ислама[13].

Лицезрение Аллаха

В Коране также упоминается лицезрение Аллаха: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие»[4]. Суннитские богословы (улемы) считают обязательным верить в то, что праведники увидят Аллаха в раю. В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи приводятся хадисы, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами»[29]. Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ[30].

Обитатели рая

В раю будут пребывать праведники в возрасте 33 лет. В раю они не будут испытывать никаких проблем и трудностей[31]. Они не будут пустословить и грешить[3].

В раю будет существовать супружеская жизнь[32], но дети рождаться не будут[33]. Райские дома подобны шатрам гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней[34]. Праведники будут одеты в одежды из шёлка, атласа и парчи. На них также будут украшения из золота[35].

Обитатели рая возлежат на «ложах расшитых», на «коврах разостланных». Им прислуживают «мальчики вечно юные», похожие на «рассыпанный жемчуг», которые будут обходить праведников «с сосудами из серебра и кубками хрусталя». В воздаяние за те дела, что они совершили, им будут даны в супруги (гурии) «черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому», «девственницы, мужа любящие, сверстницы», «черноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн»[3].

Богословские вопросы

Кораническое описание рая породило несколько богословских проблем, среди которых вопрос о его сотворённости и времени творения. Согласно распространившемуся суннитскому представлению, рай сотворён и существует, но основная часть райских наслаждений будет дарована только после Судного дня. Конкретная чувственность коранических описаний рая часто смущала исламских богословов. Некоторые из них ставили вопрос о возможности их символического толкования и рассуждали о преобладании интеллектуальных и духовных наслаждений над телесными[3].

В основы суннитского вероубеждения вошло положение, что главным наслаждением праведников в раю будет «лицезрение Аллаха». В отличие от суннитов, мутазилиты отрицали всякую возможность созерцать Бога, однако большинство суннитов подчеркивают реальность созерцания «лика Аллаха», не уточняя, как именно Аллах может выглядеть[3].

Примечания

  1. 83:18-19
  2. 88:10
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ислам: ЭС, 1991, с. 59
  4. ↑ 75:22-23
  5. Шарху’ль-Акидадит-Тахавийя, с. 420—432; Маджмуу’ль-Фатава, XVIII, 307
  6. 57:21
  7. ат-Тирмизи «Джанна» 2, /2528/
  8. ат-Тирмизи, «Тафсир», «Вакиа», /3289/, «Джанна» 1, /2525/
  9. ат-Тирмизи «Джанна» 1, /2527/
  10. 56:29
  11. 56:28
  12. 53:13—15
  13. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 60
  14. 47:15, 55:46—78
  15. 9:72
  16. 18:107
  17. 32:19
  18. 37:40-44
  19. 2:25, 3:15
  20. 76:18
  21. 83:27
  22. 56:18
  23. 108:1
  24. 1 2 А. Али-заде, 2007
  25. аль-Бухари, «Баду’ль-Хальк» 8, «Тафсир», «Саджда» 1, «Таухид» 35; Муслим «Джанна» 2, /2824/; ат-Тирмизи «Тафсир» /3195/
  26. 51:19
  27. 56:19
  28. Муслим «Джанна» 18, /3835/; Абу Давуд «Суннат» 23, /4741/
  29. аль-Бухари, «Мавакитус-Салат» 6, 26, «Тафсир», Каф 1, «Таухид» 24; Муслим «Масаджид» 211, /633/; Абу Давуд «Суннат» 20, /4729/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2554/
  30. Муслим «Имам» 297, /181/; ат-Тирмизи «Джанна» 16, /2555/
  31. 44:56
  32. 56:35-37
  33. ат-Тирмизи «Джанна» 23 /2566/
  34. ат-Тирмизи «Джанна» 23
  35. 18:31

Литература

  • ал-Джанна // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, 1991. — С. 59-60. — 315 с. : ил. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Джанна (архив ) // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
  • D̲j̲anna // Encyclopaedia of Islam : with indexes etc. : [англ.] : in 12 vols. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Джаннат

Фирдаус.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84