Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

180-мм артиллерийская установка МК-3-180

18-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
180-мм артиллерийская установка МК-3-180

Башенные установки МК-3-180 на мемориале крейсеру «Киров»
История производства
Разработано:

1936

Страна производства

СССР СССР

Годы производства:

1937-1942

Производитель:

Ленинградский металлический завод
Николаевский судостроительный завод № 198 имени Марти

История службы
Войны и конфликты:

Великая Отечественная война

Характеристики орудия
Марка орудия:

Б-1-П

Калибр, мм:

180

Длина ствола, мм/калибров:

10345

Длина канала ствола, мм:

10160

Объём каморы, дм³:

52,3

Тип затвора:

поршневой

Масса ствола с затвором, кг:

17330

Масса снаряда, кг:

97,5

Начальная скорость снаряда,
м/с:

920

Принцип заряжания:

картузный

Скорострельность,
выстрелов в минуту:

5,5

Характеристики артустановки
Марка артустановки:

МК-3-180

Общая масса АУ, кг:

247,4

Масса вращающейся части, кг:

145

Радиус обметания по стволам, мм:

9810

Расстояние между осями орудий, мм:

820

Длина отката, мм:

600

Угол подъёма ствола, °:

-4/+50

Максимальная скорость вертикального наведения, °/с:

10

Максимальная скорость горизонтального наведения, °/с:

8

Максимальная дальность стрельбы, м:

38600

Бронирование:

25-70

Расчёт установки, чел.:

50

Боекомплект на ствол:

100

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

180-мм артиллерийская установка МК-3-180 - советская корабельная трехорудийная башенная артиллерийская установка калибра 180 мм. В качестве артиллерии главного калибра устанавливалась на лёгких крейсерах проекта 26 и проекта 26-бис.

Проектирование и испытания

Первоначально для легких крейсеров пр. 26 предполагалась установка трех двух-орудийных 180-мм башен. Проект такой установки был разработан в конструкторском бюро (КБ) Ленинградского металлического завода имени И.В.Сталина (ЛМЗ) с итальянской помощью. Оба ствола находились в одной люльке (установка «итальянского типа»). Проект рассмотрен 5 октября 1934 г. на совещании в АНИМИ. В ходе рассмотрения представители АНИМИ выдвинули «встречный» проект трехорудийных башен [1].

Так родилась идея 180-мм трехорудийной башенной установки МК-3-180. КБ ЛМЗ приступило к выпуску рабочих чертежей, минуя этап разработки и утверждения технического проекта. Эта работа велась под руководством А.А.Флоренского и была закончена в IV квартале 1935 года. Проектирование трехорудийной 180-мм качающейся части, получившей обозначение Б-27, проводило КБ завода «Большевик» под руководством Д.Ф.Устинова и А.Г.Гаврилова [2].

Впервые все три ствола крупного калибра находились в одной люльке, то есть с одним приводом вертикального наведения. При такой компоновке одно удачное попадание неприятельского снаряда могло вывести всю башню из строя, в то время как аналогичное попадание в башню с индивидуальной системой вертикального наведения для каждого орудия вывело бы из строя только одно орудие. Расчет был прост: поскольку двухорудийный вариант все равно предусматривал размещение орудий в одной люльке, а вероятность попадания в двухорудийную и трехорудийную башни практически равна, то при выводе из строя одной башни в первом варианте корабль останется с четырьмя орудиями, а во втором — с шестью. К тому же, как показали расчеты, трехорудийная башня (без учета массы самих орудий) оказалась всего на 30 т тяжелее двухорудийной [2].

Опытная качающаяся часть Б-27, изготовленная на заводе «Большевик», была доставлена на НИАП в ноябре 1936 г. Для стрельбы качающуюся часть Б-27 установили на станок 356-мм полигонной установки, которая была специально приспособлена для монтажа Б-27 [3]. Заводские испытания на НИМАПе 22—28 ноября 1936 года выявили неудовлетворительную работу противооткатных устройств. Повторные испытания были проведены с 30 декабря 1936-го по 3 января 1937 года. После доработок, в феврале — мае 1937 года прошли контрольные испытания [2].

Первые три башни для «Кирова» изготовил Ленинградский металлический завод. Монтаж башен на легком крейсере Киров закончили летом 1937 г., а первые стрельбы на крейсере провели 15—17 сентября. Они вызвали массу замечаний. Окончательные корабельные испытания МК-3-180 состоялись в период с 4 июля по 23 августа 1938 года. Заключение комиссии гласило: «МК-3-180 подлежит передаче в эксплуатацию личному составу и на войсковое испытание». Установку сдали кораблю со скорострельностью два выстр./мин вместо шести по проекту. К плановой боевой подготовке при исправно работающей материальной части артиллеристы «Кирова» смогли приступить только в 1940 году. В дальнейшем производство башен было передано на Николаевский судостроительный завод № 198 имени Марти, который по чертежам ЛМЗ выпускал установки МК-3-180 для последующих крейсеров проектов 26 и 26-бис [2].

Конструкция башни

Башенная установка МК-3-180 была бронированной. Качающаяся часть Б-27 включала в себя три орудия Б-1-П в одной люльке.

Затвор системы «Виккерс», двухтактный двухступенчатый поршневой. Затвор опрокидывался вверх, для облегчения отпирания имелся грузовой противовес. Противооткатные устройства помещались в теле люльки. Тормоз отката - гидравлический, веретенного типа. Накатники - гидропневматические. Каждый ствол имел один тормоз отката и два накатника. Люлька неразъемная. изготовленная из одной поковки. Противооткатные устройства располагались в ее нижней части. Досылка снарядов и полузарядов броскового типа осуществлялась пневматическим досылателем. Боезапас подавался из перегрузочного отделения в боевое при помощи тросовых элеваторов с толкачом, имеющим электромеханический и ручной приводы. Для каждого орудия имелся свой элеватор, толкач элеватора имел три клапана - один для снарядов и два - для полузарядов. Из тросового элеватора боезапас подавался непосредственно в качающийся лоток, расположенный в боевом отделении. При открывании затвора лоток опрокидывался с линии загрузки на угол заряжания, а после заряжания орудия занимал прежнее положение для принятия боезапаса на следующий выстрел [1]. Орудия после выстрела продувалось сжатым воздухом [2].

В особой выгородке башни смонтирован 6-метровый стереодальномер ДМ-6. В кормовой части башни размещался башенный центральный пост с башенным автоматом стрельбы [4].

Боеприпасы

Боекомплект состоял из 300 (по 100 на ору­дие) бронебойных, полубронебойных, оско­лочно-фугасных, практических снарядов и дистанционных гранат в комплекте с усиленно-боевыми, боевыми, пониженно-боевыми и уменьшенными зарядами. Кроме этого, на корабле имелись согрева­тельные выстрелы, как обычные, так и беспла­менные (для применения ночью). Погреба артиллерийского боезапаса оборудовались системой аэрорефрижерации, вентилировав­шей их охлажденным в специальных термо­танках воздухом температурой не выше 25 °С. В случае опасности возгорания или при пожа­ре полагалось включать систему орошения и затопления погребов [2].

В первом квартале 1941 г. завод «Большевик» должен был изготовить 50 снарядов для сверхдальней стрельбы. Эти снаряды были легче обычных и за счет этого достигалась начальная скорость 1275 м/с и дальность порядка 50-55 км. Из-за большого рассеивания данные снаряды предназначались исключительно для поражения площадных береговых целей и на вооружение так и не поступили [4].

Приборы управления стрельбой

Каждая артиллерийская башня МК-3-180 имела [8]:

  • 6-метровый стереодальномер ДМ-6;
  • один командирский визир ВБ;
  • один прицельный визир МБ;
  • башенный центральный пост с башенным автоматом стрельбы (решаемые задачи - наведение башни по данным центральной наводки, наведение башни по данным прицельной наводки, самостоятельная стрельба башни по видимой цели, использование башни в качестве резервного дальномерного поста)[11].

Примечания

Литература

  • Широкорад А. Б. Советская корабельная артиллерия. — СПб.: Велень, 1995. — 80 с. — ISBN 5-85817-009-9.
  • Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — 640 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  • Чернышев А.А. Крейсера типа «Киров». — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 32 с. — (Морская коллекция, 2003, №1).

Ссылки

  • 180-мм артиллерийская установка МК-3-180 на сайте «Черноморский флот»
  • 180-мм артиллерийская установка МК-3-180 на сайте «Российская военная техника»

180-мм артиллерийская установка МК-3-180.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84