20-10-2023
350-й истребительный авиационный полк |
|
Войска: | |
---|---|
Род войск: | |
Формирование: |
03.09.1941 |
Расформирование (преобразование): |
01.01.2002 |
Боевой путь | |
350-й истребительный авиационный полк (350-й иап) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) РККА, принимавшая участие в боевых действиях Советско-японской войны, вошедшая в состав ВС России.
За весь период своего существования полк своё наименование не менял:
350-й истребительный авиационный полк сформирован на основании директивы Заместителя НКО СССР 3 сентября 1941 года в ВВС 17-й армии Забайкальского фронта на аэродроме Чойбалсан по штату 015/134 (1-я аэ на самолетах И-16, 2-я и 3-я аэ — на И-153)[3][4]. В октябре 1941 года полк поменял 2-ю эскадрилью на И-153 на другую, прибывшую на самолетах И-16 из другого полка. 28 июля 1942 года полк включён в состав вновь сформированной 246-й истребительной авиационной дивизии ВВС Забайкальского фронта[5][6], а 15 августа 1942 года вместе с дивизией вошел в боевой состав 12-й воздушной армии Забайкальского фронта. В декабре 1942 года переформирован по штату 015/284[7]. В ноябре 1944 года полк переформирован по штату 015/364 и перевооружен на истребители Ла-5. В мае 1945 года полк получил на вооружение самолеты Ла-7[1].
Перед началом войны с Японией[1] 2 августа 1945 года полк выведен из состава 246-й иад и оперативно подчинён командованию конно-механизированной группы генерала-полковника Плиева. Имел в боевом составе 37 Ла-7, 6 Ла-5, 2 По-2, а также приданные из других авиачастей самолеты: 3 Пе-2, 2 Ту-2 и 1 Р-5.
В составе конно-механизированной группы генерала-полковника Плиева Забайкальского фронта полк принимал участие в советско-японской войне на самолетах Ла-7 и Ла-5 с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года[8]. Поддерживая[1] конно-механизированную группу генерала-полковника Плиева участвовал в Хингано-Мукденской операции с 9 августа 1945 года по 2 сентября 1945 года.
Всего за годы Советско-японской войны полком[1]:
После окончания войны полк 18 сентября 1945 года возвращён в состав 246-й иад 12-й воздушной армии Забайкальского военного округа. Весь послевоенный период постоянно дислоцировался в Забайкалье, в 1950 году был передан в состав войск ПВО и получил наименование 350-й истребительный авиационный полк ПВО. После перевооружения полка в 1967 году на самолеты дальнего перехвата Ту-128 полк был лишен звания истребительного и стал именоваться 350-й авиационный полк ПВО[2]. Перевооружение полка на самолеты МиГ-31, вновь получившего статус истребительного, началось в 1991 году. На 1 января 1994 года в полку имелось 24 самолета МиГ-31 и 9 самолетов Ту-128М. Полк вернул себе наименование 350-й истребительный авиационный полк ПВО[2].
После распада СССР 350-й истребительный авиационный полк ПВО, войдя в состав войск ПВО России, в 2002 году был расформирован на своем аэродроме Белая (Братск) в 14-й отдельной армии ПВО[1].
Период | Самолеты | Фото | Период | Самолеты | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1941 — 1944 | И-16[9] | 11.1944 — 1945 | Ла-5[9] | ||
11.1944 — 1945 | Ла-7[9] | 1951 — 1955 | МиГ-15[9] | ||
1955 — 1962 | МиГ-17[9] | 1961 — 1967 | Су-9[9] | ||
1967 — 1988 | Ту-128[9] | 1988 — 2002 | МиГ-31[9] |
Период | Аэродром | Период | Аэродром |
---|---|---|---|
1941 — 1945 | Чойбалсан, Монголия[1] | 10.1945 — 18.2.1947 | Обо-Сомен, Монголия[9] |
18.2.1947 — 1984 | Белая, Иркутская область[9] | 1984 — 2002 | Братск, Братск[9] |