21-05-2023
«Запорожье» | ||
---|---|---|
U01 Запоріжжя | ||
|
||
|
||
«U01 Запоріжжя», 2 мая 2012 | ||
История корабля | ||
Государство флага | СССР → Украина | |
Порт приписки | Севастополь | |
Спуск на воду | 29 мая 1970 | |
Современный статус | В строю. На испытаниях после ремонта. | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Большая ДПЛ | |
Обозначение проекта | проект 641 | |
Классификация НАТО | Foxtrot | |
Скорость (надводная) | 16 узлов | |
Скорость (подводная) | 15 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 250 м | |
Предельная глубина погружения | 280 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 83 человека | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1 952 т | |
Водоизмещение подводное | 2 475 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 104 м | |
Ширина корпуса наиб. | 7,4 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5,9 м | |
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм, 22 торпеды или 32 мины |
«Запоро́жье» (укр. Запоріжжя) — украинская дизель-электрическая подводная лодка проекта 641. Входила в состав ВМФ СССР, после раздела Черноморского флота в 1997 году является единственной украинской субмариной.
Содержание |
Построена в Ленинграде. Спущена на воду 29 мая 1970 года, 6 ноября 1970 года вошла в состав Северного флота под обозначением Б-435. За 20 лет службы в составе ВМФ СССР совершила 14 дальних походов[1], в том числе в 1971 году посетила Гавану, в 1977 году в процессе боевой службы нанесла визит в Тунис. Летом 1990 года по внутренним водным путям переведена на Чёрное море, 27 августа вошла в состав Черноморского флота, зачислена в 153-ю бригаду 14-й дивизии подводных лодок. Базировалась в Южной бухте Севастополя.
В 1997 году при разделе Черноморского флота СССР между Россией и Украиной Б-435 была передана Украине и получила имя U01 «Запорожье» (укр. Запоріжжя)[1].
Лодка впервые стала на ремонт в 1972 году после завершения длительной боевой службы в Атлантике. В 1979—1981 годах прошла средний ремонт в Кронштадте. В 1995—1996 годах прошла ремонт в Киленбухте Севастополя. Батареи с истёкшим сроком службы не менялись. Стояла на приколе в связи с отсутствием средств на приобретение АБ. После вхождения в состав ВМС Украины в 1997 году снова отправлена на ремонт.
22 февраля 2003 года в Балаклаве (Севастополе) состоялся торжественный спуск лодки на воду после окончания докового ремонта[1].
Затем в ходе ремонта на подводной лодке были заменены аккумуляторные батареи. Новые батареи были закуплены у греческой компании «Germanos S.A.». Сумма сделки составила около $3,5 млн. (18 млн гривен)[2], по некоторым данным Россия предлагала АБ в два раза дешевле, но у неё покупать отказались[3]. В 2007 году в интернет-прессе проскальзывали сообщения о намерениях продать субмарину Ливии после окончания ремонта[4]. В августе 2009 года экипаж лодки встретился с делегацией ветеранов-подводников из Одессы, моряки обсудили тему военно-патриотического воспитания личного состава[5][6].
В январе 2010 года завершалась установка аккумуляторных батарей, велись работы по монтажу гидроакустической и радиолокационной станций, а также систем связи[7].
20 марта 2012 года субмарина «Запорожье» покинула территорию 13-го судоремонтного завода Черноморского флота России.[8] В ходе ремонта были проведены работы по замене участков обшивки корпуса, ремонт донно-забортной арматуры, торпедных аппаратов, винто-рулевого комплекса, дейдвудных сальников, монтаж носового шпиля, очистка и окрашивание корпуса и цистерн главного балласта.
За время ремонта корпус подводной лодки был тщательно обследован при участии проектантов и представителей института сварки им. Патона. Все места коррозии и язвины наплавлены и заварены. Сделана УЗК толщинометрия корпуса. На подлодку установлены современные системы связи, гидроакустики и радиолокации, а также новые аккумуляторные батареи, закупленные у греческой фирмы Germanos.
По состоянию на март 2012 года U01 находилась в строю, являясь единственной украинской подводной лодкой и единственным кораблём проекта 641, до сих пор находящимся на вооружении[8].
20 марта 2012 года украинская подводная лодка U01 впервые за 20 лет покинула пределы 13-го судоремонтного завода в Севастополе и вышла в городскую бухту для выполнения учебных заданий[9]. 25 апреля 2012 года подводная лодка вышла в открытое море[10]. На борту находилось 77 человек[11] [12]. Общая сумма затрат по ремонту подлодки оценивается в 60 миллионов гривен.[11]
12 июня 2012 года подлодка вышла на один день в море для испытания дизельных двигателей на режимах полного и самого полного хода. Кроме того, проверена работа электромоторов и аккумуляторной батареи на полном ходу подводной лодки, работа её гидроакустической станции. [13] С 18-го по 20-е июля 2012 года произведены испытания лодки при погружении[14]. 3 августа 2012 года лодка провела успешное погружение на перископную глубину (14 метров), выполнила вывешивание и дифферентовку, отработку движения в подводном положении[15][14].
Командиром первого экипажа является капитан 2-го ранга Денис Клочан, командиром второго экипажа — капитан 2-го ранга Роберт Шагеев[16]. В соответствии с достигнутыми летом 2010 г. министрами обороны Украины и России договоренностями, в российских учениях осенью 2010 г. принимали участие четверо украинских офицеров-подводников. Они стажировались в должностях вахтенных офицеров и командиров боевых частей на борту российской подводной лодки Б-871 «Алроса»[17][18].
Запорожье (подводная лодка).