Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Катастрофа EMB 120 под Кэрролтоном

15-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 529 Atlantic Southeast Airlines

EMB-120RT авиакомпании Atlantic Southeast Airlines
Общие сведения
Дата

21 августа 1995 года

Время

12:53

Характер

Отделение лопасти воздушного винта и потеря управления, вынужденная посадка на лес

Причина

Ошибки техобслуживания воздушных винтов

Место

13 км западнее Кэрролтона enru, округ Кэррол (Джорджия, США)

Координаты

33°34′50″ с. ш. 85°12′51″ з. д. / 33.580694° с. ш. 85.214222° з. д. / 33.580694; -85.214222 (O)(O)

Воздушное судно
Модель

Embraer EMB-120RT

Авиакомпания

Atlantic Southeast Airlines (ASA)

Пункт вылета

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта, Атланта (Джорджия)

Пункт назначения

Галфпорт enru (Миссисипи)

Рейс

ASE 529

Бортовой номер

N256AS

Дата выпуска

1989 год

Пассажиры

26

Экипаж

3

Погибшие

8

Выживших

21

Катастрофа EMB 120 под Кэрролтоном — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 21 августа 1995 года в окрестностях города Кэрролтон enru в штате Джорджия. Embraer EMB-120RT Brasilia с 29 людьми на борту выполнял регулярный рейс из Атланты в Галфпорт, когда при наборе высоты произошло отделение воздушного винта. Экипаж объявил чрезвычайную ситуацию и сперва решил вернуться в Атланту, но затем направился в аэропорт Западная Джорджия enru близ Кэрролтона enru. При заходе на посадку из-за быстрого снижения самолёта пилоты совершили вынужденную посадку на лес, при этом авиалайнер разрушился и загорелся. В происшествии погибли 8 человек. Причиной катастрофы стало отделение одной из лопастей воздушного винта, а основным виновником — фирма-изготовитель Hamilton Standard enru[1][2].

Отказ двигателя

21 августа экипаж заступив на Embraer EMB 120 с бортовым номером N256AS сперва выполнил рейс ASE 211[* 1] из Мейкона в Атланту. В кабине вместе с экипажем летел пассажиром ещё один пилот данной авиакомпании, согласно показаниям которого, оба пилота перед полётом выглядели отдохнувшими. В аэропорту Атланты командир остался в кабине, для связи с диспетчером, а второй пилот вышел и находился рядом. Им теперь предстояло совершить рейс ASE 529 из Атланты в Галфпорт. Полёт должен был проходить по ППП на эшелоне 260 (7,9 км), а расчётная продолжительность составляла 1 час 26 минут. Всего на борту самолёта находились 3 члена экипажа (2 пилота и 1 стюардесса), 26 пассажиров, 724 фунта груза и 2700 фунтов топлива[3].

В 12:10[* 2] рейс 529 начал руление к полосе, а в 12:23 поднялся в воздух. В 12:36 второй пилот сообщил диспетчеру Западного сектора центра управлением воздушным движением в Атланте (Атланта-центр) о том, что рейс 529 проходит высоту 13 тысяч футов (3960 метров). Около 12:42 после нескольких промежуточных ступенчатых подъёмов диспетчер дал разрешение рейсу 529 подниматься и занимать эшелон 240 (7,3 км). Экипаж подтвердил получение информации[3].

Согласно записи с речевого регистратора, в 12:43:25 при прохождении высоты 18 100 футов (5517 метров) со скоростью 160 узлов (296 км/ч) раздались несколько глухих стуков, после чего крутящий момент на левом двигателе упал до нуля. Авиалайнер дёрнулся влево, после чего опустил нос и начал быстро снижаться. Пилоты попытались парировать этот момент отклонением штурвала, но тангаж достиг -9°, а вертикальная скорость возросла до примерно 5500 футов в минуту (28 м/с). Командир сказал напарнику: Я не могу сдержать это дело. Помоги мне удержать его. В 12:44:26 второй пилот сообщил в Атланта-контроль, что они объявляют чрезвычайную ситуацию и что у них отказ двигателя. В ответ диспетчер дал прямой заход на аэропорт Атланты[3][4].

По данным с бортовых самописцев, скорость снижения менялась скачкообразно со значительными вертикальными и боковыми рывками. В 12:45:46 второй пилот сообщил стюардессе, что произошёл отказ двигателя, объявлено чрезвычайное положение и самолёт возвращаются в Атланту. Об этом пилот попросил информировать пассажиров. В 12:46:13 второй пилот сообщил диспетчеру, что самолёт быстро снижается, поэтому они запрашивают более близкий аэропорт. Тогда диспетчер указал направление на региональный аэропорт Западная Джорджия enru[4].

За счёт изменения режима правого двигателя, экипажу удалось частично стабилизировать вертикальную скорость снижения между 1000 и 2000 футов в минуту (300 — 600 м/м) при приборной скорости между 153 и 175 узлами (280 — 320 км/ч). Когда Эмбраер снизился ниже 4500 футов (1371 метр), радиолокатор в Атланта-центр потерял его код транспондера, поэтому диспетчер дал указание рейсу 529 переходить на связь с Атланта-подход. Связавшись с диспетчером Атланта-подход, экипаж запросил частоту и векторы радиомаяка аэропорта Западная Джорджия. После получения частоты радиомаяка, экипаж подтвердил получение информации и запросил векторы для визуального захода на посадку. Проверив высоту самолёта и что полёт выполняется по правилам визуальных полётов, диспетчер передал: направление ноль четыре ноль [040°]… Аэропорт на 10 часов в 6 милях от вас. В 12:51:47 с самолёта подтвердили получение информации: ноль четыре ноль, ASE 529. Это было последнее сообщение с рейса 529[4].

По описаниям выживших пассажиров, при наборе высоты они услышали громкий шум, после чего самолёт содрогнулся. Взглянув на левую сторону самолёта, они увидели, как в передней части плоскости крыла застряли две или три лопасти. Стюардесса сообщила, что взглянув в иллюминатор она увидела вместо левого воздушного винта и начала обтекателя искажённые части конструкции. Когда второй пилот предупредил её о возникшей ситуации и возвращении в Атланту, стюардесса подготовила пассажирский салон для аварийной посадки и эвакуации. После этого с пилотами она до самой катастрофы не общалась[4][5]. Впоследствии следователи при осмотре левого воздушного винта обнаружили, что от одной из лопастей остался кусок около фута длиной, тогда как другие три лопасти остались на втулке. Отделившуюся лопасть обнаружить не удалось[6].

Катастрофа

После 12:51:30 воздушная скорость снизилась со 168 до 120 узлов (с 311 до 222 км/ч), закрылки и шасси при этом не выпускались. В 12:52:45 самолёт врезался в деревья[4]. По примерному курсу 330° он промчался через них на протяжении 360 футов (110 метров) и снижаясь под углом около 20° с увеличивающимся от 15 до 40° левым креном, после чего вылетел на поляну. В примерно 40 футах (12 метров) от леса авиалайнер врезался в землю и заскользив по траве остановился в 490 футах (150 метров) от деревьев[7]. Фюзеляж разорвало на три части: позади крыла и позади кабины пилотов[8]. Вытекшее из расположенных в крыльях повреждённых топливных баков топливо примерно через минуту воспламенилось от искр разорванных электрических кабелей, вызвав пожар, уничтожившего переднюю и среднюю части самолёта[9].

По показаниям выживших, люди выбирались через проломы в фюзеляже, появившиеся на левом борту при скольжении самолёта по земле, а также после отделения хвостовой части. Вытекшее топливо пропитало одежду многих людей, которые загорелись при пожаре. Стюардесса несмотря на полученные раны помогала пассажирам и как минимум с одного из них сбила образовавшееся пламя. Дверьми и эвакуационными выходами по имеющимся показаниям никто не воспользовался. Как впоследствии показал осмотр места происшествия. многие из дверей были заклинены обломками крыла. Те пассажиры, кого зажало обломками, позже задохнулись от дыма. Когда второй пилот попытался выбраться наружу, то взял расположенный позади своего места небольшой топорик и попытался прорубить окно. Однако сделанное отверстие было около 4 дюймов (10 см) в диаметре, поэтому пилот стал звать на помощь. Когда к нему подбежал пассажир, пилот передал ему топорик. Вскоре к месту подъехал и шериф округа Кэррол, который стал помогать в эвакуации второго пилота. По показаниям шерифа, командир при этом признаков жизни не подавал. Лишь через несколько минут прибывшим пожарным удалось извлечь второго пилота из горящей кабины[9][10][11].

На месте падения погибли командир и четыре пассажира, позже ещё три пассажира умерли в течение 30 дней от полученных ран. Второй пилот, стюардесса и 11 пассажиров получили серьёзные травмы, 8 пассажиров получили незначительные травмы(O) на высоте местности 1100 футов (335 метров) над уровнем моря[6].

Причины катастрофы

Согласно выводам Национального совета по безопасности на транспорте, наиболее вероятной причиной катастрофы стало отделение в полёте одной из лопастей воздушного винта, после чего возникший дисбаланс привёл к изгибам элементов структуры левой мотогондолы. Сильно возросшее лобовое сопротивление вместе с падением подъёмной силы на левой плоскости привело к значительному снижению продольной управляемости самолёта. Отделение лопасти произошло вследствие усталостной трещины, вызванной коррозийными раковинами, которые не были своевременно обнаружены Hamilton Standard enru из-за недостаточного и неэффективного общего контроля по ремонту, в том числе по части методов, обучения, ведению документаций и взаимодействию. Сопутствующей причиной стал отказ Hamilton Standard использовать ультразвуковой контроль для проверки пострадавшего воздушного винта. Также свою роль в катастрофе сыграла и сплошная облачность на небе в районе происшествия[13].

Культурные аспекты

Катастрофа рейса 529 ASA показана во втором сезоне канадского документального сериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Раненая птица.

Примечания

Комментарии

  1. ASE — позывные рейсов компании Atlantic Southeast Airlines
  2. Здесь и далее указано Североамериканское восточное время

Источники

  1. Report, p. V
  2. 1 2 Report, p. 1
  3. 1 2 3 Report, p. 2
  4. 1 2 3 4 5 Report, p. 3
  5. Report, p. 4
  6. 1 2 Report, p. 5
  7. Report, p. 17
  8. Report, p. 18
  9. 1 2 Report, p. 21
  10. Report, p. 22
  11. Report, p. 23
  12. Report, p. 20
  13. Report, p. 79

Ссылки

  • In-flight Loss of Propeller Blade Forced Landing, and Collision with Terrain Atlantic Southeast Airlines, Inc., Flight 529 Embraer EMB-120RT, N256AS, Carrollton, Georgia, August 21, 1995 (англ.). National Transport Safety Bureau (26 October 1996). Проверено 31 января 2014.

Катастрофа EMB 120 под Кэрролтоном.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84