28-07-2023
Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — судно или корабль с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса. Первоначально клипера были парусными, впоследствии их стали снабжать паровым двигателем (парусно-паровые клипера)[1].
Первые клипера появились в США. В начале XIX века так называли ту разновидность шхун и бригантин, что строилась в городе Балтиморе. Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость, наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов позволили клиперам развивать отличную скорость, превосходно удерживать курс, но за это пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки. Особенностью парусного вооружения клиперов являлись разрезные марсели, облегчавшие управление, ватерсейли, а также лисели на выстрелах рей, что значительно увеличивало парусность. Высокая скорость также достигалась за счёт увеличенного отношения длины к ширине корпуса: в среднем не менее чем 6:1 (у «Лорд оф зи Айлс» (1853) — 6,9:1), в то время как на обычных парусных судах этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1. Прототипом для них послужили бермудские шлюпы. Балтиморские клипера активно применялись в качестве коммерческих рейдеров, для контрабанды и прорыва блокады, для перевозки африканских рабов.
В 1833 году на воду был спущен крупный трехмачтовый балтиморский клипер «Энн Мак-Ким». Он и стал непосредственным предшественником классических клиперов.
В 1844 году был построен трёхмачтовый парусник «Хокуа» с новой формой форштевня, а через год его усовершенствованный вариант «Рэйнбоу» («Радуга»), отличавшийся ещё более острыми обводами носовой части, который показал невиданную скорость, его и считают первым настоящим клипером[2].
Начало Калифорнийской золотой лихорадки подстегнуло строительство быстроходных судов. Особенно большим спросом пользовались клипера. Цены на фрахт достигали небывалой высоты: парусник иногда окупался за один рейс. Раньше плавание из Нью-Йорка в Сан-Франциско вокруг Южной Америки занимало 160 суток, а клипер «Си Уитч» в 1850 году прошёл этот путь за 91 день[2].
В 50-х годах XIX века развернулась жестокая конкурентная борьба между британскими и американскими владельцами клиперов за право перевозить чай из Китая в Европу. Носовые фигуры английских клиперов обычно окрашивали в белый цвет. На американских клиперах особой популярностью пользовалась золоченая фигура орла.
В российском флоте числился один клипер — «Великая княжна Мария Николаевна» — английский клипер «Хесперус»[3] с железным корпусом, купленный в 1899 году и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания (исчез около 1917 года). Кроме того, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане (преимущественно для охраны границ).
В 1913 году на клипере «Великая княжна Мария Николаевна» был проведен капитальный ремонт, который проходил в Англии на верфи «Swan&Hunter», расположенной в городке Уоллсенд. После чего парусное судно было отправлено в Балтийское море, где продолжило свои учебные морские походы с выходом в Северное море. Судьба клипера в этот период окутана тайной и нет никаких данных, рассказывающих об этом. Однако, известно, что клипер благополучно пережил первую мировую войну и в 1921 году был продан английской судоходной компании «London Steamship and Trading Co.», и переименован в «Silvana». Он выполнял рейсы по Средиземному морю. В одном из очередных морских походов в 1924 году судно попало в сильнейший шторм и недалеко от порта Генуи затонуло.
Так загадочно прервалась судьба прекрасного клипера «Великая княжна Мария Николаевна», который стал единственным парусным судном такого типа в русском парусном флоте.
Известные клипера, их инженеры и строители | |
---|---|
Клипера, британской постройки | Ариэль · Чёрная змея · Челленджер · Город Аделаида · Катти Сарк · Хэллоу'ин · Ламмермюр (1856) · Ламмермюр (1864) · Ле'андр · Лотэйр · Норманнский Двор · Сэр Ланцелот · Тайпин · Тайлёр · Фермопилы · Тайцинг |
Клипера, американской постройки | Ренбоу · Чемпион морей · Летящее облако · Великая республика · Джеймс Бейнс · Молния · Морская ведьма · Властелин морей · Гончая · Тикондерога |
Клипера, голландской постройки | Калифорния · Космополит · Штад Амстердам |
Британские инженеры и строители | Геркулес Линтон · Уильям Литгоу · Джон Скотт Расселл · Скотт и Линтон |
Американские инженеры и строители | Дональд МакКей · Натаниэль Палмер · Уильям Генри Вебб |
Парусно-винтовые клипера Российского флота | |
---|---|
1-я серия, тип «Разбойник» (1855) | «Джигит» · «Разбойник» · «Опричник» · «Стрелок» · «Пластун» · «Наездник» |
2-я серия, заграничной постройки (1860) | «Гайдамак» · «Абрек» · «Всадник» |
3-я серия, тип «Алмаз» (1862—1863) | «Жемчуг» · «Алмаз» · «Изумруд» · «Яхонт» |
4-я серия, тип «Крейсер» (1875—1880) | «Крейсер» · «Джигит» · «Разбойник» · «Наездник» · «Стрелок» · «Пластун» · «Вестник» · «Опричник» |
Клипер (парусное судно).