14-07-2023
Северо-Западная пригородная пассажирская компания | |
---|---|
ЭС1-001 «Ласточка» на маршруте СПб-Волховстрой, 2016 год | |
Тип | Акционерное общество |
Основание | 2006 |
Расположение |
Россия Санкт-Петербург Ленинградская область Новгородская область Псковская область Карелия Мурманская область |
Ключевые фигуры | Мирон Артём Сергеевич — генеральный директор (с 1 октября 2021) |
Отрасль | Железнодорожные пригородные пассажирские перевозки |
Материнская компания |
ОАО «Российские железные дороги» Правительство Санкт-Петербурга |
Сайт | ppk-piter.ru |
Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) — акционерное общество, осуществляющее пригородные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Мурманской областях и Республике Карелия на Октябрьской железной дороге.
До 25 августа 2008 года называлась «Санкт-Петербург-Витебская пригородная пассажирская компания».
Учредителями компании являются ОАО «Российские железные дороги» (75 % минус 1 акция) и город Санкт-Петербург (25 % плюс 1 акция).
Компания разделяет пригородные поезда на 3 категории: «Стандарт», «Ласточка» (рейсы выполняемые электропоездами ЭС2Г), «Комфорт» (рейсы выполняемые электропоездами ЭД4М, бывшие составы компании «Аэроэкспресс»).
Поезда «Комфорт» (как экспресс-маршрутами, так и со всеми остановками) курсируют по маршрутам:
Поезда «Ласточка» (в качестве пригородных поездов, как экспресс-маршрутами, так и со всеми остановками) курсируют по маршрутам:
В поездах «Ласточка» на некоторых маршрутах работают стюарды с передвижным мобильным баром, предоставляя пассажирам (за отдельную плату) горячие и прохладительные напитки, сэндвичи, снэки и выпечку.
Всего (по состоянию на 1 февраля 2021 года) СЗППК действует на следующих направлениях:
Кроме этого, пригородные перевозки производятся:
СЗППК арендует подвижной состав у Октябрьской железной дороги. Срок аренды — один год с возможностью ежегодного продления. Имеются и собственные электропоезда ЭС2Г (4 семивагонных состава в диапазоне 2хх номеров), собственные рельсовые автобусы РА2 (2 состава), собственные дизель-электропоезда ДТ1 (3 состава). Эксплуатируются электропоезда серий ЭР2, ЭТ2, ЭТ2М, ЭТ2ЭМ, ЭД2Т, ЭД4М, ЭТ4А и ЭС2Г, дизель-электропоезда ДТ1 и рельсовые автобусы РА1, РА2 и РА3. В соответствии с лицензией компания может использовать подвижной состав, срок эксплуатации которого не превышает 28 лет.
ЭС1-015 «Ласточка» на обкатке маршрута СПб-Выборг
Электропоезд ЭД4М-0294 категории «Комфорт» маршрута СПб-Будогощь (СЗППК)
Электропоезд ЭТ2М-033, станция Выборг
Электропоезд ЭТ4А-003, станция Луга-I
Дизель-электропоезд ДТ1-004, перегон Предпортовая - Броневая
Дизель-поезд РА2-103, станция Зеленогорск
Рельсовый автобус РА1-0032, станция Оредеж
В 2010 году компания первой в России отказалась от «тарифных зон». Тарифы на проезд определяются правительством Санкт-Петербурга и администрациями других субъектов Федерации, в пределах которых действует компания. Вследствие этого как сами тарифы, так и льготы на проезд различаются по регионам.
С 29 декабря 2016 года началась продажа билетов через мобильное приложение «Пригород». С его помощью можно оформить билеты на все направления по полному тарифу (со скидкой 5 %), детскому, оформить билет на провоз дополнительной ручной клади, живности и велосипеда.
С 12 декабря 2017 года оплату проезда в пригородных электропоездах Ленинградской области можно производить при помощи электронной транспортной карты «Подорожник»[2].
С 23 октября 2020 года отменяется обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность, при контроле проездных документов (без указания мест), оформленных в мобильном приложении «РЖД Пассажирам»[3].
C 1 февраля 2021 года студенты ВУЗов Санкт-Петербурга смогут оформлять билеты в приложении «Пригород» на мобильных устройствах[4].
Стоимость пригородных билетов различается в зависимости от категории рейса. Пригородные билеты категории «Ласточка» действуют в поездах всех категорий АО «СЗППК», билеты категории «Комфорт» действуют в поездах «Комфорт» и «Стандарт» АО «СЗППК», проезд в «Ласточках» невозможен. Билеты категории «Стандарт» действительны же исключительно в поездах «Стандарт» (классические пригородные поезда). Доплата и изменение категории билета невозможны как в кассах, так и в поезде. Пригородный билет категории «Ласточка» не позволяет воспользоваться услугой проезда в поездах перевозчика «ДОСС» и «ФПК» даже по аналогичному направлению.
Билеты с предоставлением мест в № 1(5) вагон в поезд «Ласточка» по маршруту СПб-Великий Новгород-СПб доступны для оформления в кассах дальнего следования «РЖД», пригородных кассах на Московском вокзале, а также в приложении «РЖД Пассажирам» (данный вагон официально считается маршрутом дальнего следования № 801М-804М). Ни один из билетов (кроме билета в вагон № 1(5) по маршруту «Ласточки» СПб-Великий Новгород-СПб не предоставляет обязательное наличие сидячего места (количество проданных билетов не имеет ограничения). Билеты с местами (вагон № 1(5) в поезде «Ласточка» СПб-Великий Новгород-СПб) предоставляют возможность проезда только на рейсе, на который оформлен билет, в отличие от стандартных «безместных» пригородных билетов, позволяющих однократно совершить поездку в любом пригородном поезде на данном направлении в течение суток. Пригородные билеты (кроме билета с указанием места) возврату и обмену не подлежат.
В приложениях «Пригород» и «РЖД Пассажирам» возможно оформление электронных пригородных билетов, на которые дополнительно действует скидка 5 %. При покупке билета в приложении «Пригород» предъявление документа (например, паспорта) является строго обязательным, без чего билет является недействительным. Аналогичное требование и в вагон с местами через приложение «РЖД Пассажирам», однако на обычные пригородные билеты через приложение «РЖД Пассажирам» обязательное требование по предоставлению паспорта (документа) отсутствует.
При покупке билета в поезде (у кассира-контролера) от станции или платформы, где работает билетная касса, взимается сбор за оформление проездного документа в поезде.
В 2009 году СЗППК отменила 45 пригородных поездов, на некоторых направлениях (например, Калище — Котлы — Веймарн) пассажирское движение было прекращено полностью. Данные действия вызвали массовое недовольство горожан. 15 декабря 2009 года комиссия Ленинградского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) вынесла решение: «признать ОАО „СЗППК“ нарушившей часть 1, статьи 10 Федерального закона „О защите конкуренции“, что выразилось в сокращении оказания услуг, на которые существует спрос со стороны потребителей»[5].
Санкт-Петербург-Витебская пригородная пассажирская компания.