Су-30 (по кодификации НАТО — Flanker-C) — советский/российский двухместный многоцелевой истребитель. Создан на базе учебно-боевой модификации Су-27УБ путем глубокой модернизации последнего. Предназначен для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, обеспечении боевых действий других родов авиации, прикрытии наземных войск и объектов, уничтожении десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.
В отличие от Су-27УБ, Су-30 способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей. На Су-30 применялись системы дозаправки топливом в полёте, навигационные системы, был расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также была усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением, была значительно повышена боевая эффективность самолёта.
История
Модификации
- Су-30К (коммерческий) — коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS).
- Су-30МК (модернизированный, коммерческий) — двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок на экспорт.
- Су-30МКА (модернизированный, коммерческий, алжирский) — версия Су-30МК для Алжира.
- Су-30МКИ (модернизированный, коммерческий, индийский; Flanker-H) — версия Су-30МК для Индии.Многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО производства в рамках международной кооперации Россия-Франция-Израиль-Индия, с новой БРЛС Н-011М "Барс" с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), и расширенным составом вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность".
- Су-30МКК (модернизированный, коммерческий, китайский; Flanker-G) — версия Су-30МК для Китая.Двухместный истребитель, без переднего горизонтального оперения, с расширенными возможностями работы по наземным целям БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ.
- Су-30МК2 — усовершенствованная версия Су-30МК.
- Су-30МКМ (модернизированный, коммерческий, малазийский) — версия Су-30МК для Малайзии. Основана на версии Су-30МКИ.
- Су-30МКВ (модернизированный, коммерческий, венесуэльский) — версия Су-30МК2 для Венесуэлы.
- Су-30М2 — версия Су-30МК2, предназначенная для ВВС России.
- Су-30СМ — модернизированный Су-30МКИ, предназначенный для ВВС России.
- Су-30КН (коммерческий) — двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом.Установлен приёмник А-737 спутниковой навигационной системы с поддержкой ГЛОНАСС и NAVSTAR. В радиолокационную станцию Н001 добавлен вычислитель для новых режимов работы (картографирования земной поверхности и селекции движущихся целей).В обеих кабинах самолёта телевизионные экраны индикаторов прямой видимости заменены на жидкокристаллические цветные дисплеи МФИ-55, впоследствии на МФИ-68.В системе управления оружием (СУО) добавлен вычислитель МВК для сопряжения СУО с новыми управляемыми ракетами классов "воздух-воздух" и "воздух-земля".
На экспортных модификациях Су-30 широко применяется оборудование иностранного производства — бортовые компьютеры, навигационное оборудование и т. д. ОКБ «Сухой» сотрудничает с поставщиками из Франции, Индии, Израиля.
Лётно-технические характеристики
Источник[4]
Технические характеристики
- Экипаж: 2 человека
- Длина: 21,9 м
- Размах крыла: 14,7 м
- Высота: 6,36 м
- Площадь крыла: 62 м²
- Масса:
- пустого: 16380 кг
- Нормальная взлётная масса: 24900 кг
- Максимальная взлётная масса: 34500 кг
- Предельная взлетная масса: 38800 кг
- топлива: 9640 кг
- Нагрузка на крыло:
- при максимальной взлётной массе: 532 кг/м²
- при нормальной взлётной массе: 398 кг/м²
- Двигатели: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30М2)
- Тяга максимальная: 2 × 7770 кгс
- Тяга на форсаже: 2 × 12 500 кгс
- Масса двигателя: 1520 кг
- Углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости
- Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
- Тяговооружённость:
- при нормальной взлётной массе: 1,00
- при максимальной взлётной массе: 0,84
- при предельной взлётной массе: 0,76
Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте: 2125 км/ч (2,0 М)
- у земли: 1350 км/ч (1,13 М)
- Дальность полета:
- у земли: 1270 км
- на высоте: 3000 км
- боевой радиус: 1500 км
- Продолжительность полёта: 3,5 ч (без дозаправок)
- Практический потолок: 17300 м
- Скороподъёмность: 13800 м/мин
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
- Длина разбега/пробега: 550/750 м
Вооружение
- Пушечное: 30-мм встроенная пушка ГШ-30-1
- Точки подвески: 12
- Боевая нагрузка: 8000 кг
- Подвесные вооружения:
-
- 6 управляемых ракет средней дальности Р-77, Р-27Р или Р-27ЭР, Р-27Т или Р-27ЭТ с ТГС и 6 ракет ближнего боя Р-73 с ТГС;
- Свободнопадающие бомбы массой по 500 кг (до 8 единиц) или по 250 кг (28 единиц);
- Контейнеры КМГ-У (до 7 единиц) или блоки НАР С-13 и С-8 (до 4 единиц);
- Возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса.
Основное бортовое радиоэлектронное оборудование
- 1. Система управления вооружением
- 1.1. Система управления вооружением "воздух-воздух"
- 1.1.1. Радиолокационный прицельный комплекс
- 1.1.2. Оптико-электронная прицельная система
- 1.1.2.1. Оптико-локационная станция
- 1.1.2.2. Нашлемная система целеуказания
- 1.1.3. Система единой индикации с индикатором на лобовом стекле
- 1.1.4. Запросчик аппаратуры системы госопознавания
- 1.2. Система управления вооружением "воздух-поверхность"
- 1.2.1. Цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы
- 1.2.2. Бортовая цифровая вычислительная машина
- 1.2.3. Спутниковая навигационная система
- 1.2.4. Система управления оружием
- 2. Система дистанционного управления самолётом
- 3. Ответчик системы государственного опознавания
- 4. Антенно-фидерная система
- 5. Пилотажно-навигационный комплекс
- 5.1. Цифровая вычислительная машина
- 5.2. Информационный комплекс вертикали и курса
- 5.3. Радиотехническая система ближней навигации
- 5.4. Система международной навигации
- 5.5. Система автоматического управления
- 5.6. Информационный комплекс высотно-скоростных параметров
- 5.7. Система воздушных сигналов
- 6. Средства радиоэлектронного противодействия
- 6.1. Станция предупреждения об облучении Л-150 (СПО)с блоком наращиваемого устройства
- 6.2. Устройство сброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей
- 6.3. Станция активных помех (в контейнере)
- 7. Комплекс средств связи
- 7.1. Связная радиостанция МВ-ДМВ диапазона
- 7.2. Связная радиостанция МВ-ДМВ диапазона
- 7.3. Связная радиостанция КВ диапазона
- 8. Бортовая автоматизированная система контроля
- 8.1. обобщённая система встроенного контроля и предупреждения экипажа
- 8.2. Аппаратура регистрации полетной информации
- 8.3. Бортовая аппаратура оповещения об аварийных ситуациях
- 9. Система видео регистрации
- 9.1. Бортовой видеорегистратор
- 9.2. Телевизионная камера переднего обзора
- 9.3. Видеоконтролер
- 10. Самолётный ответчик
- 11. Система телекомандного наведения
- 12. Оптико-электронная прицельная система контейнерного типа
БРЛС Н011 Барс
Тактико-Технические характеристики (для самолёта Су-30МКИ)
- Диапазон частот: Х (8 — 12 ГГц)
- Зона контроля:
- Электронное сканирование:
- По азимуту: ± 3 — 10°
- По углу места: −14 — +40 °
- Механическое сканирование:
- Количество каналов приёмника: 3
- Количество целей, обрабатываемых одновременно:
- Сопровождаемых: 15
- Обстреливаемых: 4
- Коэффициент шума приёмника: не более 3 дБ
- Мощность передатчика:
- Импульсная: 4,5 кВт
- Средняя: 1,5 кВт
- Подсвета и наведения: 1 кВт
- Дальность обнаружения целей (не менее):
- «Истребитель»: 120—140 км
- «Железнодорожный мост»: 80-120 км
- «Группа танков»: 40-50 км
- «Эсминец»: 120—150 км
- Максимальная разрешающая способность: 10 м
ОЛС-30 52Ш
источник
- Назначение:
- круглосуточное обнаружение воздушных целей по их тепловому излучению
- автоматическое сопровождение воздушных целей
- лазерное дальнометрирование воздушных и наземных целей для стрельбы из пушечной установки
- лазерный подсвет наземной цели для применения УР с лазерной ГСН
- Состав:
- система стабилизации поля зрения
- теплопеленгатор для воздушной цели
- лазерный дальномер-подсветчик для воздушной и наземной цели
Тактико-Технические характеристики (для самолёта Су-30МК)
- Диапазон углов визирования, град:
- по углу места: −15… +60
- по азимуту: ± 60
- Диапазон рабочих температур: −50… +60
- Габариты ОЭУ: 841×916×575 мм
- Масса комплекта: 200кг
Эксплуатанты
- Россия — 5 самолётов.[1] Были построены в 1994—1996 годах. Также поставлено 4 Су-30М2,для испытаний и переучивания[5].[6][7].Планируется заключить контракт на поставку 40 Су-30СМ до 2020[5]
- 22x20px Алжир — до 2010 года поставлено 28 самолётов Су-30МКА.[8]
- Первые два самолёта поставлены заказчику в декабре 2007 года, в 2008 году поставки продолжатся. Контракт был подписан в феврале 2006 года, парафинирован в марте 2006 года.[9] По состоянию на июнь 2008 года поставлено 8 самолётов (четыре — в 2007 году[10], по два самолёта — в марте и июне 2008 года[11]). В июле 2010, во время проведения авиафорума "Фарнборо-2010", появилась информация о заключении контракта с Алжиром на поставку еще 16 Су-30МКА до 2012 года,
[12] доведя общее число самолётов до 44.
- Решение о покупке самолётов было принято после того, как пара Су-30 совершила беспосадочный полёт из России до Венесуэлы и обратно (с множественными дозаправками в воздухе и единственной посадкой в России). Первые два самолёта были поставлены в декабре 2006 года, 8 самолётов было поставлено в течение 2007 года, 14 поставлены в конце июля — начале августа 2008 года. На данный момент все 24 истребителя поступили в распоряжение ВВС Венесуэлы.
- Вьетнам — в 2004 году Вьетнам купил 4 самолёта Су-30МКК. В январе 2009 года был заключён ещё один контракт на поставку 12 самолётов Су-30МК2.[13] В феврале 2010 года было объявлено, что Вьетнам приобретает ещё 12 истребителей Су-30МК2, доведя парк этих самолётов до 28.[14] В июле 2010 года, во время проведения авиафорума "Фарнборо-2010", появилась информация о заключении контракта с Вьетнмом на поставку ещё 20 Су-30МК2 [15] до 2012 года, доведя общее количество истребителей до 48.
- Индия
- После долгих переговоров Индия заказала 50 самолётов Су-30МКИ, оснащённых новыми двигателями АЛ-31ФП и улучшенной авионикой. Также Индия получила лицензию на производство дополнительных 140 истребителей до 2020 года, на 2009 год 98 СУ-30МКИ.на 2010 год [16][17] В 2007 году были переданы 18 истребителей Су-30МКИ взамен поставленных в 1997—1999 годах Су-30К. Поставка одних самолётов взамен других связана с невозможностью модернизации Су-30К до уровня Су-30МКИ. В 2008 году должна начаться реализация программы лицензионной сборки партии из 40 самолётов Су-30МКИ стоимостью 1,5 млрд долларов. Из этой партии 20 Су-30МКИ будут поставлены в Индию уже облётанными, 15 — собранными полностью, но не облётанными, а остальные 5 будут поставлены «по второй фазе».[10]
- Индонезия — поставлены 2 Су-30МК и 3 Су-30МК2.[18] Истребители Су-30 ВВС Индонезии дислоцированы на авиабазе Хасануддин.[19][20]
- КНР — 73 Су-30МКК,24 Су-30МК2 на 2010 год [21]
- Малайзия — 12 Су-30МКМ.на 2010 год [22]
- Су-30 одержал победу в тендере на поставку самолётов ВВС Малайзии, победив в том числе и американский F-18. Контракт на поставку 18 истребителей на общую сумму 900 млн долларов США был подписан 5 августа 2003 года. На начало июня 2009 года поставлены 12 истребителей Су-30МКМ.[23] Частью договора также было то, что Россия организует полёт малазийского космонавта на МКС.
Примечания
- ↑ Су-30
- Су-30 на сайте ОКБ Сухого
- Россия поставит Уганде шесть истребителей Су-30МК2
- Су-30 на сайте ОКБ Сухого
- ↑ Lenta.ru: МАКС-2011: ВВС и ВМФ России получат 40 истребителей Су-30СМ
- Журнал Взлёт : ВВС переданы первые новые Су-27СМ
- ВВС России 10 лет спустя
- Россия передала Алжиру все обещанные Су-30МКА. Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
- Иркутский авиазавод поставил в Алжир два первых истребителя Су-30МКА. avia.ru (25 декабря 2007). Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено ???.
- ↑ http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2008.220.articles.defence_01 Газета «Военно-промышленный курьер»
- Иркутский авиазавод отправил в Алжир два истребителя Су-30МКА. avia.ru (2 июня 2008). Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено ???.
- Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей. Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено 21 июля 2010.
- Парк «сушек» расширяется. Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено 13 мая 2009.
- Вьетнам купил у России 12 истребителей Су-30МК, 10.02.2010
- Вьетнам и Алжир купили 36 российских истребителей, 21.07.2010
- ↑ The Military Balance 2010. p.362
- Lenta.ru: Оружие:
- Третий Су-30МК2 прошел успешные испытания в Индонезии
- Индонезия возьмет ссуду на закупку шести истребителей «Сухого»
- Индонезия получила первые истребители Су-30МК2
- ↑ The Military Balance 2010. p.402,404
- ↑ The Military Balance 2010. p.418
- Королевские ВВС Малайзии ожидают получения последней партии Су-30МКМ
- Россия поставит Уганде шесть истребителей Су-30МК2. Архивировано из первоисточника 29 августа 2011. Проверено 14 августа 2010.
- Россия передала Уганде первую партию истребителей Су-30. Lenta.ru (13 июля 2011).
- New Russian-built jet fighters arrive. www.monitor.co.ug (13 июля 2011).
Литература
- Якубович Н. Фронтовой универсал. Истребитель-бомбардировщик Су-30 (рус.) // 0130-2701.
Ссылки
- Авиационная энциклопедия «Уголок неба»
- Су-30 над Латинской Америкой
- Истребители Су-30 победили в виртуальных воздушных боях самолёты 5-го поколения F-35
- Фотографии Су-30
- ОАО «КНААПО» — Су-30МК на RuTube
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») |
Истребители |
|
Бомбардировщики/Штурмовики |
|
Разведчики |
|
Учебные и спортивные |
|
Гражданские |
|
Проекты |
|