28-08-2023
«Электрозаводская»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Электрозавод |
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
162 |
Ширина платформы, м.: |
12 |
Архитекторы: |
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, при участии П. Г. Капланского и Л. А. Шагуриной[1] |
Архитекторы вестибюлей: |
В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин[1] |
Инженеры-конструкторы: |
Б. Уманский |
Выход к улицам: |
Большая Семёновская ул., Семёновская набережная, Гольяновский проезд |
Переходы на станции: |
Электрозаводская-II (планируется) |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Код станции: |
048 |
«Электрозаво́дская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метро. Расположена между станциями «Семёновская» и «Бауманская». Находится на территории района Соколиная Гора Восточного административного округа Москвы[2]. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 15 мая 1944 года в составе участка «Курская» — «Измайловская» (ныне «Партизанская») на действующем с 18 января 1944 года перегоне (третья очередь строительства). Название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Станция является памятником культурного наследия России[2].
Содержание |
История проектирования станции «Электрозаводская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте — апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» — «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году[3].
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Проектирование «Электрозаводской» в 1939 году было заказано архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху, которые привлекли к работе своего ученика И. В. Рожина[4]. Участие В. А. Щуко в проекте прервалось в том же году в связи с его смертью[4]. На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» — «Измайловская» без станции «Электрозаводская». Она была открыта 15 мая того же года[3].
В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции[5].
С 19 мая 2007 года до 28 ноября 2008 года[6] станция была закрыта на годичную реконструкцию в связи с необходимостью замены эскалаторов, выработавших свой ресурс[7][4]. Окончание реконструкции изначально планировалось на 30 апреля 2008 года, но было отложено до конца 2008 года в связи со срывом сроков поставки механизмов новых эскалаторов.
Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[8], который призван разгрузить Кольцевую линию[9]. Новую линию планировалось вести через «Бауманскую», однако в 2012 году трассировка была изменена: пересадка с Арбатско-Покровской линии на Третий пересадочный контур будет на «Электрозаводской»[10].
Наземный вестибюль выполнен в форме приземистого шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом. В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М. Г. Манизер), изображающая трёх проходчиков с орудиями труда[4].
На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта.
Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин[1].
Станция была закрыта на реконструкцию 19 мая 2007 года в связи с необходимостью замены эскалаторов, технический срок эксплуатации которых подошёл к концу. В 2007—2008 годах был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери, восстановлены бронзовые ажурные решётки, произведена замена гранитного покрытия пола на мраморное[4].
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту[1]. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Изначально образ станции связывался с расположенным поблизости Электрозаводом. В 1943 году, после возобновления работ над станцией, актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами[4].
Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы). У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит[4]. Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков — наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов[11].
Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала[12]. В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев, но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались[13].
На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Изначально планировать сделать свод орнаментным, как на «Новокузнецкой», но затем по предложению В. А. Щуко было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом их них[13].
Торец станции украшен барельефом с изображением знамён, в центре которого находился медальон с профилем Сталина. Профиль Сталина был убран после развенчания «культа личности»[12].
По окончании капитального ремонта 28 ноября 2008 года оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы — такие же, как на станциях «Трубная», «Сретенский бульвар», «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены люминесцентными лампами[4].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Пятницкое шоссе» | 5:37:15 | 5:39:45 |
5:40:50 | 5:39:20 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:55:20 | 5:55:35 |
5:55:45 | 5:55:35 |
Станция метро «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Семёновская» и «Бауманская». Выход в город на Большую Семёновскую улицу.
Недалеко от станции находится платформа Рязанского направления Московской железной дороги «Электрозаводская». Через неё проходят поезда, следующие с Казанского вокзала и на этот вокзал[19].
Станция «Электрозаводская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[20]:
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[21][22]:
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 59 | «Авиамоторная» | Карачарово | Электрозаводский мост |
авт. № 86 | «Улица Подбельского», «Преображенская площадь» | Ст. метро «Улица Подбельского» | Больница Соколиной Горы |
авт. № 783 | «Сокольники», «Красносельская», «Семёновская», «Партизанская», «Измайловская» | Ст. метро «Сокольники» | Ст. метро «Измайловская» |
трол. № 22 | «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская», «Бауманская»
«Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая |
16-я Парковая улица | Комсомольская площадь |
трол. № 25 | «Бауманская», «Китай-город», «Лубянка», «Кузнецкий мост» | Проспект Будённого | Лубянская площадь |
трол. № 32 | «Щёлковская», «Черкизовская», «Преображенская площадь», «Сокольники» | Уссурийская улица | Гаражная улица |
трол. № 45 | «Бауманская», «Лубянка», «Кузнецкий мост», «Китай-город», «Площадь Ильича», «Римская», «Авиамоторная» | Проспект Будённого | 4-я Кабельная улица |
трол. № 87 | «Первомайская», «Партизанская», «Семёновская» | Проспект Будённого | 4-я Кабельная улица |
трол. № 88 | «Бауманская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая | Проспект Будённого | Комсомольская площадь |
В связи с изменением трассировки Третьего пересадочного контура, которое произошло весной 2012 года, на «Электрозаводской» в декабре 2016 года планируется организовать пересадку на эту линию[10]. Согласно проекту планировки НИиПИ Генплана Москвы, станция «Электрозаводская-II» будет расположена вдоль Семёновской набережной. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения. Северный наземный вестибюль проектируемой станции будет объединённым вестибюлем двух станций, в который из центра зала существующей станции будет вести эскалаторный наклон. Он будет иметь выход на Гольяновский проезд и к железнодорожной платформе «Электрозаводская»[23].
Станция «Электрозаводская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Бауманского альянса вместе с «Бауманской» и «Семёновской»[24].