06-02-2024
Sukhoi Superjet 100 | |
---|---|
|
|
Тип | пассажирский самолёт |
Разработчик | Гражданские самолёты Сухого |
Производитель | КнАФ ЗАО «ГСС» |
Первый полёт | прототип: 19 мая 2008 года серийный: 4 ноября 2010 года коммерческий: 21 апреля 2011 года |
Начало эксплуатации | 21 апреля 2011 года |
Статус | Эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | Аэрофлот |
Годы производства | с 2008 года |
Единиц произведено | 4 опытных (1 разбился) и 13 серийных (сентябрь 2012)[1] |
Стоимость программы разработки | ок. 44 млрд рублей[2] |
Стоимость единицы | SSJ 100–95: US$35,4 млн SSJ 100-95LR: US$36,2 млн (в каталожных ценах на 2012 год[3] |
Изображения на Викискладе |
Sukhoi Superjet 100 (сокр. SSJ 100, сертификационное название семейства самолётов RRJ — Russian Regional Jet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний (см. ниже).
Семейство самолётов Sukhoi Superjet 100 состоит из двух вариантов: на 75 и 95 пассажиров (может меняться в зависимости от компоновки салона) в конфигурации с базовой дальностью (SSJ100/75B и SSJ100/95B) и увеличенной дальностью (SSJ100/75LR, SSJ100/95LR)|[4]. Компоновка — узкофюзеляжный низкоплан, в салоне экономического класса — 5 кресел в ряду, в салоне бизнес-класса — 4 кресла в ряду.
Прорабатываются варианты изготовления самолёта с конфигурацией бизнес- и VIP-класса, а также увеличенной длиной фюзеляжа и пассажировместимостью.
Содержание |
Разработку самолёта осуществляет ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»).
Производство самолёта осуществляется в городе Комсомольске-на-Амуре в КФ ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» при участии ОАО «КнААПО».
К началу 2000-х годов большая часть среднемагистральных и региональных авиаперевозок в России совершалась на самолётах Ту-134, Ту-154 и Як-42. При этом серийное производство Ту-134 и Як-42 было прекращено в 1984 и в 2010 году соответственно (фактически, выпуск Як-42 после 2003 г был очень незначителен). Эти типы самолётов (за исключением Ту-154М и ЯК-42) не соответствуют современным требованиям ИКАО по выхлопам вредных веществ в атмосферу и шуму. При стремительном устаревании авиапарка советского производства авиакомпании вынуждены были закупать самолёты (чаще всего — бывшие в употреблении) за рубежом.
В 2000 году ОАО «Компания „Сухой“» приняло решение разработать пассажирский самолёт для ближних и средних линий, для этого в этом же году в составе холдинга «Сухой» было создано закрытое акционерное общество «Гражданские самолёты Сухого» (ЗАО «ГСС»). Новый российский лайнер получил название «Российский региональный самолёт» (Russian Regional Jet). В декабре 2002 года ГСС заключил долгосрочные контракты о сотрудничестве с корпорацией «Боинг» и французской фирмой Snecma, совместно с НПО «Сатурн» начавшим разработку двигателя для RRJ.[5]
В 2003 году ГСС с проектом RRJ выиграла конкурс по созданию регионального самолета.
28 апреля 2004 года Межгосударственный авиационный комитет принял от ГСС заявку на получение для RRJ сертификата типа.
1 февраля 2005 года в Комсомольске-на-Амуре был создан филиал ГСС, который позже будет собирать как опытные, так и серийные самолёты на КнААПО.
17 февраля 2006 на КнААПО начата сборка первого RRJ (№ 97002),[6] 28 января 2007 года он был доставлен на Ан-124 из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский для проведения статических испытаний в ЦАГИ.[7]
17 июля 2006 года на авиасалоне в Фарнборо компания «Сухой» представила официальное название самолёта, созданного по проекту RRJ — Sukhoi SuperJet 100. 26 сентября 2007, в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация («выкатка») первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100. Промо-окраска первого летного экземпляра самолёта выполнена российским дизайнером В. Пирожковым.[8]
19 мая 2008 года Sukhoi Superjet 100 с/н 95001 совершил премьерный полёт. В соответствии с полётным заданием самолёт поднялся на высоту 1200 метров. В ходе полёта лайнер выполнил взлёт, четыре прохода над полосой на разной высоте, пролёт по заданному периметру и заход на посадку. Посадка самолёта прошла успешно.
24 декабря 2008 года второй лётный экземпляр совершил первый полёт под управлением лётчиков-испытателей Леонида Чикунова и Николая Пушенко. Самолёт провел в воздухе 2,5 часа, высота полёта — до 6000 метров.[9]
В июне 2009 года впервые лётный Sukhoi Superjet 100 с/н 95003 принял участие в международном авиасалоне в Ле-Бурже,[10] в августе — в Международном авиакосмическом салоне в Жуковском.
25 июля 2009 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полёт лётного экземпляра с бортовым номером 97004 (с/н 95004), полностью оснащённого всеми системами и пассажирским салоном.[11]
4 февраля 2010 четвертый опытный самолёт с/н 95005 выполнил свой премьерный полёт и присоединился к программе сертификационных испытаний. В июле 2010 лайнер принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо.
16 января 2011 первый самолёт прошёл конечную покраску на Ульяновском предприятии «Спектр-авиа», и был передан (вместе с самолётом Ту-214 — модификацией Ту-204) непосредственным заказчикам, коими являются авиакомпания «Armavia» и президентский авиаотряд «Россия».[12]
28 января 2011 Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) принял решение о выдаче Сертификата типа на самолёт RRJ-95В (SSJ-100) разработки ЗАО «Гражданские самолёты Сухого». Одновременно на основании оценки системы качества разработки и практической деятельности организации, АР МАК принял решение о выдаче ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» Сертификата разработчика гражданской авиационной техники.[13]
31 января 2011 в Комсомольске-на-Амуре состоялся премьерный полёт первого самолёта Sukhoi Superjet 100 № 95008, предназначенного для авиакомпании «Аэрофлот». Этот самолёт назван в честь легендарного советского лётчика Михаила Водопьянова.[14]
3 февраля 2011 авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал ЗАО Гражданские самолёты Сухого сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet-100.[15]
15 апреля 2011 Министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что авиакомпания «Аэрофлот» предложит правительству ввести штрафные санкции в отношении «Гражданских самолётов Сухого» за задержку поставок самолётов Sukhoi Superjet 100. Он также отметил, что у «Аэрофлота» есть претензии к Superjet и по техническим параметрам. По данным газеты «Ведомости», на этот раз претензии «Аэрофлота» связаны не со сроками поставок, а с меньшей топливной эффективностью по сравнению с ожидавшейся[16]. Однако санкции введены не были, Аэрофлот так же не стал требовать штрафов.
19 апреля 2011 первый серийный Sukhoi SuperJet 100 № 95007 был передан в эксплуатацию армянской авиакомпании «Armavia». Лайнер получил собственное имя в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина[17].
21 апреля 2011 первый пассажирский рейс ближнемагистрального самолёта Sukhoi Superjet 100, выполненный армянской авиакомпанией «Armavia», приземлился в аэропорту «Шереметьево»[18].
5 февраля 2012 EASA выдало сертификат самолёту Sukhoi Superjet 100[19].
С самого начала реализации проекта Sukhoi Superjet 100 компания «Гражданские самолёты Сухого» выбрала стратегию параллельной сертификации самолёта по нормам АР МАК и EASA (Европейское агентство по авиационной безопасности). Параллельная сертификация соответствует взятому курсу на международную кооперацию с лучшими в мировом авиастроении партнерами и поставщиками. Кроме того, проведение параллельной сертификации самолёта приведет к сокращению промежутка между получением российского и европейского типа сертификатов.
20 февраля 2008 года в рамках подготовки к первому полёту в Комсомольске-на-Амуре была успешно проведена первая гонка двигателей SaM146 на первом лётном экземпляре Sukhoi Superjet 100 (№ 95001).[20] 14 мая 2008 года самолёт был впервые испытан на взлётно-посадочной полосе: отрабатывалась рулёжка и пробежка самолёта (разгон на ВПП до 162 км/ч).[21]
К октябрю 2008 года SSJ100 прошёл цикл заводских испытаний и приступил к процессу сертификации в Межгосударственном авиационном комитете.[22][23] 2 ноября 2008 года самолёт Sukhoi Superjet 100 с бортовым номером 95006 был доставлен из Комсомольска-на-Амуре в Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина для прохождения ресурсных испытаний.[24]
1 апреля 2009 года два опытных самолёта Sukhoi Superjet 100, 95001 и 95003, выполнив перелёт Комсомольск-на-Амуре — Новосибирск — Жуковский, успешно совершили посадку в ЛИИ им. Громова. Обе машины продолжили программу сертификационных лётных испытаний на базе Лётно-испытательного комплекса «Гражданских самолётов „Сухого“», оснащённого полным комплексом оборудования и соответствующими программными продуктами, необходимыми для обработки полётных данных. Тогда же пилоты Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) провели на них первые ознакомительные полёты, направленные на первоначальное ознакомление с самолётами и предварительную оценку их характеристик управляемости.
К лету 2009 года Sukhoi Superjet 100 с/н 95001 вернулся на лётно-испытательный комплекс в подмосковный Жуковский из Архангельска, где успешно прошел испытания в условиях естественного обледенения. А в сентябре 2009 года Sukhoi Superjet 100 с/н 95003 завершил программу сертификационных лётных испытаний в условиях высокогорья в Армении.
В июле 2009 к программе лётных испытаний присоединился третий опытный Sukhoi Superjet 100 с/н 95004. В марте 2010 года, выполнив намеченную программу испытательных полётов, лайнер с/н 95004 завершил программу испытаний в условиях низких температур в Якутске. В октябре 2010, в ходе испытаний в Турине (Италия), Sukhoi Superjet 100 стал первым российским самолётом, экспериментально подтвердившим соответствие европейским требованиям по уровню шума на местности.
В сентябре 2010 года Специалисты Центрального аэрогидродинамического института успешно завершили программу сертификационных испытаний конструкции самолёта Sukhoi Superjet 100 на статическую прочность. В период с октября 2008 г. по август 2010 года в испытательной лаборатории ФГУП «ЦАГИ» в полном объёме испытаны на прочность основные агрегаты самолёта: фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, агрегаты механизации крыла, проводка системы управления, узлы навески передней и основной опор шасси, пилон и узлы крепления двигателей, двери, остекление кабины экипажа и пассажирского салона, узлы крепления самолётного оборудования и др. В результате испытаний были получены все необходимые экспериментальные данные, подтверждающие безопасность самолётов SSJ100 и позволяющие продолжить работы с целью дальнейшего развития семейства SSJ100.
Всего в сертификационных испытаниях принимают участие четыре лётных образца.
В мае 2012 года во время лётных испытаний в Индонезии разбился один из самолетов. Поскольку облик типовой конструкции не сформирован, оформляется временный сертификат, с назначенным ресурсом 3000 часов и 2200 посадок.
3 самолёта выполнили 948 полетов с налетом 2245 часов, в рамках сертификационных испытаний[25].
21 ноября 2011 года, SSJ100 (серийный номер 95004), в Жуковском, пилотируемый экипажем в составе Александра Яблонцева и Вадима Широких, выполнил первые две автоматические посадки по категории IIIA с разными конфигурациями механизации крыла, в рамках доводочных сертификационных испытаний[26].
3 февраля 2012 года самолёт SSJ-100 получил сертификат типа EASA. Наземные испытания включали нагрузку предельным избыточным давлением гермокабины фюзеляжа, оценку работоспособности кабинных пультов, имитацию удара фрагмента пневматика в крышку топливного бака и подтверждение огнестойкости выполненного из композиционных материалов закрылка. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолёты SSJ100 (RRJ-95B). Sukhoi Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA.
На сентябрь 2012 года построено 14 серийных самолетов (11 сданы заказчикам) и 4 предсерийных, 1 планер для ресурсных испытаний и еще 1 для статических, в разной степени готовности в производстве находилось 24 серийных самолёта, 11 из которых в цехе окончательной сборки.
Первый серийный самолёт Sukhoi Superjet 100 № 95007 поднялся в небо 04.11.2010. Самолёт был покрашен в оригинальные цвета «Armavia» и получил имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина[27].
После завершения заводских летных испытаний (в Комсомольске-на-Амуре) самолёт перелетает в Ульяновск, где на предприятии Спектр-Авиа проводится его покраска в цвета компании-получателя. После этого самолёт возвращается в Комсомольск-на-Амуре и там передаётся покупателю. Начиная с самолёта 95015, монтаж интерьеров очередных серийных самолётов SSJ100 будет проводиться в Ульяновске.[28]
По словам президента ГСС Владимира Присяжнюка компания намерена произвести в 2012 году — 28 самолётов (за первые 8 месяцев произведено только 7 самолётов), в 2013 году — 42 самолёта, а с 2014 года выйти на 60 бортов ежегодно[29].
Участниками программы Superjet 100 были следующие компании[30].
Компания | Вклад в программу |
---|---|
Alenia Aeronautica (стратегический партнёр) |
Акционер компании. Участвует в сертификации, продвижении на рынок. Привлекает зарубежные кредиты и гарантии. |
Boeing (консультант) |
Консультирование в области менеджмента проекта, маркетингового планирования, сертификации и поддержки потребителей. |
PowerJet (совместное предприятие НПО «Сатурн» и Snecma) |
Разработка и производство двигателя SaM 146. |
Thales | Поставка авионики. |
Liebherr | Системы управления и жизнеобеспечения. |
Messier-Dowty | Шасси. |
Intertechnique (Zodiac) | Топливная система. |
B/E Aerospace | Кислородная система, интерьер, двери. |
АэроСтайл | Интерьер кабины экипажа[31]. |
Autronics (Curtiss Wright) | Противопожарная система. |
Honeywell | Вспомогательная силовая установка. |
IPECO | Кресла экипажа. |
Parker Hannifin | Гидравлическая система и бортовая система генерации инертного газа (OBIGGS). |
Hamilton Sundstrand | Система электроснабжения. |
Vibro-Meter | Датчики вибрации двигателя. |
Goodrich | Колёса, тормозная система. |
Sully | Остекление фюзеляжа и кабины пилотов. |
SAMCO (Sacheon Aerospace Manufacturing) | Двери. |
ОАО ПКО «Теплообменник», Нижний Новгород | Система кондиционирования воздуха. |
ООО НПП «СКАТ», Йошкар-Ола | Молниезащита. |
Ульяновское КБ приборостроения | Концентратор данных. |
ВСМПО-АВИСМА | Титановые детали. |
ОАО «Гидромаш», Нижний Новгород | Звенья подкосов шасси. |
ВАСО | Изделия из КМ. |
АэроКомпозит | Кессон крыла, центроплан из КМ |
НАПО | Элементы фюзеляжа Ф1, Ф5 и Ф6, оперение. |
КнААПО | Элементы фюзеляжа Ф2, Ф3, Ф4, центроплан, пилон, механизация крыла, заклёпки. |
Каменск-Уральский металлургический завод | Алюминиевые заготовки. |
Le Bosec | Система нанесения водоотталкивающего покрытия. |
ECE | Внешнее освещение. Пульты управления общесамолетным оборудованием. |
Dunlop | Шины. |
Air Cruisers | Аварийно-спасательное оборудование. |
Esterel Technologies | Дисплей кабины. |
Avibank Mfg. Inc. | Метизы. |
Teledyne Controls | Система регистрации параметров полёта, бортовой самописец. |
ЦНТУ «Динамика» | Пилотажный стенд[32]. |
Первые поставки серийных самолётов были запланированы на конец 2008 года, однако этот срок неоднократно переносился. В декабре 2009 министр промышленности и торговли Виктор Христенко заявил об ожидаемом начале поставок в середине 2010[33].
В начале августа 2009 в прессе появились сообщения, что первый коммерческий рейс Sukhoi Superjet намечен на 28 декабря 2009 года (Авиакомпания «Аэрофлот», рейс SU-897 Москва — Челябинск).
В мае 2010 президент ОАК Алексей Федоров в интервью сообщил о переносе сроков поставки на конец 2010 года. Первыми заказчиками будут «Аэрофлот» и «Armavia»[34]. Перенос сроков связан с тем, что сертификация двигателей потребовала больше времени, чем было запланировано[35]. В мае в цехе окончательной сборки на КнААПО стояли фюзеляжи пяти машин без двигателей[36].
23 июня на двигатели был получен сертификат EASA. НПО «Сатурн» до конца 2010 года планирует поставить 13 двигателей SaM146 и 33 двигателя в 2011 году с возможным увеличением до 48 двигателей[37]. В июле 2010 года губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт заявил, что до конца 2010 года первые три серийных Sukhoi Superjet 100 получат компании «Armavia» и «Аэрофлот»[38][39].
Первый серийный самолёт, предназначенный для «Armavia», поднялся в воздух 4 ноября 2010[40].
12.04.2011 «Armavia» и ГСС подписали в Комсомольске-на-Амуре акт технической приёмки Sukhoi Superjet 100 (серийный номер 95007).[41]
Всего в 2011 году планировалось сдать 7 самолётов.[42] Но темп передачи заказчикам составлял один самолёт примерно в два месяца. За 2011 год было поставлено только 5 самолётов: четыре машины для авиакомпании «Аэрофлот» и одна для авиакомпании «Armavia».
17 мая 2012 г. Объединенная авиастроительная корпорация подала заявку в Министерство промышленности и торговли на конкурс на разработку ближнемагистрального самолета нового поколения (NG). Цена контракта — более 2,5 млрд рублей.[43]
Первый коммерческий рейс выполнен 21 апреля 2011 года из Еревана в Москву самолётом армянской авиакомпании «Armavia» (серийный номер 95007, бортовой номер EK-95015), названным в честь первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Самолёт прибыл в аэропорт «Шереметьево» (Терминал C) в 4 часа 45 минут по московскому времени. На борту воздушного судна находилось более 90 пассажиров.[44] В ходе эксплуатации после налёта 577 часов и совершения 234 полётов обнаружились проблемы с двигателем.[45] 9 октября 2011 года при выполнении рейса U8-152 Амстердам — Ереван на 32-й минуте полета общий налёт cамолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) авиакомпании «Armavia» в коммерческих рейсах достиг отметки в 1000 лётных часов. Налёта 2000 лётных часов самолёт достиг 12 мая 2012 г. во время рейса Ереван — Нижний Новгород, это был его 818-й коммерческий рейс.
Первый коммерческий рейс самолёта с бортовым номером RA-89001 (серийный 95008) под флагом «Аэрофлота» состоялся 16 июня 2011 года по маршруту Москва («Шереметьево», терминал D, 09.10 мск) — Санкт-Петербург («Пулково», 10.40 мск).
Второй самолёт SSJ 100 «Аэрофлота» RA-89002 (серийный номер 95010) впервые принял пассажиров на борт 27 августа 2011 года. В авиакомпании борт получил имя военного лётчика, Героя Советского Союза, Д. С. Езерского.[46]
На 6 ноября 2011 года 2 самолёта авиакомпании «Аэрофлот» выполнили 824 полёта общей продолжительностью свыше 1293 лётных часов.
9 ноября 2011 года «Аэрофлот» рейсом SU713/714 Москва — Нижний Новгород ввёл в эксплуатацию свой третий самолёт Sukhoi Superjet 100 RA-89003 (серийный номер 95011), названный в честь кавалера ордена Ленина Орловца Ивана Власовича — «Иван Орловец».
20 января 2012 г. вице-президент ГСС Игорь Сырцов в рамках авиасалона в Бахрейне заявил, что ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» в 2012 году начнет поставку самолётов Sukhoi Superjet 100 для Аэрофлота, взамен уже поставленных ранее четырех машин[47][48]:
Авиакомпания заказала другую компоновку салона самолёта. К сожалению, наши поставщики не были готовы поставить все оборудование. В самолётах которые будут заменять предыдущие будет увеличено количество кухонь и туалетов. В настоящее время Аэрофлот ввел в эксплуатацию четыре SSJ-100, однако они не соответствуют заявленным требованиям авиакомпании по весу и компоновке салона, поэтому первые поставленные самолёты подлежат замене. |
По его словам в 2012 году ГСС планирует поставить 20 самолётов Sukhoi Superjet 100, из них 10 будут переданы Аэрофлоту.
На 22 января 2012 г. четыре самолёта SSJ100 «Аэрофлота» выполнили 1418 коммерческих полетов общей продолжительностью 2381 л. час. Наилучшие показатели по числу полетов в месяц и месячному налету были достигнуты в августе на RA-89001 (149 полетов и 229,3 л. час) и в сентябре на RA-89002 (151 полет и 231,5 л. час).[49]
23 января и 29 февраля 2012 года ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» и ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» подписали акты сдачи-приемки пятого и шестого воздушных судов Sukhoi Superjet 100. Пятый самолет (с/н 95015) назван в честь заслуженного летчика «Аэрофлота» Дмитрия Барилова и получил бортовой номер RA-89007.[50] Шестой самолет (бортовой номер RA-89005, окрашен в цвета альянса SkyTeam).[51]
3 апреля 2012 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» подписали в Комсомольске-на-Амуре акт сдачи-приемки седьмого воздушного судна Sukhoi Superjet 100 (с/н 95016). Лайнер назван в честь заслуженного летчика Аэрофлота Георгия Бенкунского и получил бортовой номер RA-89008.[52]
17 мая 2012 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» подписали в Комсомольске-на-Амуре акт сдачи-приемки восьмого воздушного судна Sukhoi Superjet 100 (с/н 95014). Лайнер назван в честь заслуженного летчика Аэрофлота Евгения Барабаша и получил бортовой номер RA-89006.[53]
28 июля 2012 года в Ульяновске компании "Аэрофлот" был передан десятый самолёт Sukhoi Superjet 100 RA-89009 "Василий Борисов". 2-го августа он отправился к месту постоянного базирования в аэропорт "Шереметьево", а уже 3-го августа отправился в свой первый регулярный рейс в Одессу.
В августе 2012 года компания «Армавиа» заявила об отказе от ранее приобретённого самолёта Superjet.[54] По информации компании-производителя, «Армавиа» не полностью оплатила этот самолёт.[55]
21 августа 2012 года в интервью радио "Эхо Москвы" глава компании "Аэрофлот" Виталий Савельев сказал, что у него, как у руководителя эксплуатирующей организации, нет особых претензий к "Суперджету". Выявляющиеся неполадки, по его словам, являются просто "детскими болезнями" нового самолёта[56]:
Сама по себе машина нормальная, с точки зрения эксплуатации. У нее есть, как у любой машины, как это было в Airbus, там тоже были аварии, в 330-м и в 320-м, то же самое, что было с Ан-148, нашей дочки ГТК «Россия», мы эксплуатируем шесть штук АН-148. Т.е. у машины есть детские болезни, машина должна ими переболеть. Знаете, как мы маленького ребенка водим в садик. Пока он не наберет иммунитет, он постоянно будет болеть: вы через три дня сидите дома с ним, потом через месяц, через три месяца, через год. . |
Первым 30 пассажирским самолётам, которые поступят в авиакомпанию «Аэрофлот», решено присвоить имена легендарных пилотов отечественной авиации.[57]
|
|
Заключённые соглашения о поставках | Поставлено | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Покупатель | Сроки поставок | Тип | Заказано | Опцион | Примечание | |
7 декабря 2005 | Аэрофлот — российские авиалинии | 2011 | 95B | 30 | 15 | твёрдый контракт[59] | 10[60] |
14 сентября 2007 | Armavia | 2011 | 95B | 2 | поставка завершена[61] | 1[62] | |
16 июня 2009 | Gadair European Airlines | 2 | 2 | предварительное соглашение[63] | |||
21 августа 2009 | Якутия | 2012 | 95B | 2 | в рамках контракта с ФЛК[64][65] | ||
19 мая 2010 | Lao Central Airlines | c 2012 | 3 | 6 | твёрдый контракт[66] | ||
19 июля 2010 | Kartika Airlines | 2013-2015 | 95B | 30 | твёрдый контракт[67][68] | ||
20 июля 2010 | Orient Thai Airlines | 2013-2014 | 95B | 12 | 12 | предварительное соглашение[69][70][71] | |
21 июля 2010 | Рearl Aircraft Corporation | 30 | 15 | твёрдый контракт[72][73][74] | |||
2 сентября 2010 | Willis Lease Corporation | c 2012 | 95LR | 6 | 4 | предварительное соглашение[75] | |
17 января 2011 | Interjet | c 2012 | 95B / 95LR | 20 | твёрдый контракт | ||
22 июня 2011 | Blue Panorama Airlines | первая половина 2013 | 95B | 4 | 8 | соглашение о поставке[78] | |
16 августа 2011 | PT Sky Aviation | 2012-2015 | 95B | 12 | твёрдый контракт[79] | ||
17 августа 2011 | ЮТэйр | c 2014 | 75B / 95B | 24 | твёрдый контракт[80][81] | ||
17 августа 2011 | Газпромавиа | 2013-2015 | 95LR | 10 | твёрдый контракт[82] | ||
18 августа 2011 | Aviotech | 95 VIP | 10 | 10 | соглашение о намерениях[83] | ||
19 августа 2011 | Авиакомпания Кубань | 2013-2015 | 95B | 12 | предварительное соглашение[84] | ||
19 августа 2011 | Московия (авиакомпания) | 2013 | 95B | 3 | 2 | предварительное соглашение[85] | |
август 2011 | Tajik Air | конец 2013 | 95LR | 2 | 2 | соглашение о намерениях[86][87] | |
август 2011 | Кыргызстан (авиакомпания) | ? | 2 | 4 | соглашение о намерениях[86] | ||
август 2011 | Ямал (авиакомпания) | ? | 10 | соглашение о намерениях[86] | |||
9 октября 2011 | Comlux | SBJ | 2 | 2 | соглашение о покупке[88] | ||
17 февраля 2012 | Transaero | 2015-2017 | SSJ | 6 | 10 | твёрдый контракт[89][90] | |
5 мая 2012 | Air Indus | SSJ | 3 | 5 | предварительное[91] | ||
5 мая 2012 | Минобороны Мьянмы | 2013 | SSJ | 2 | предварительное[92] | ||
Всего (по типу самолёта) | 236 | 97 | 12 |
В декабре 2006 года были заключены первые твёрдые контракты с компаниями AiRUnion и «Дальавиа»[93], однако компании обанкротились. Позже был заключены конктракты с «Armavia» и «Аэрофлотом», которые и стали стартовыми эксплуатантами Суперджета-100.
Рассматривается целесообразность производства варианта на 115—120 мест.[94]
Superjet 100/75B | Superjet 100/75LR | Superjet 100/95B | Superjet 100/95LR | Superjet VIP | |
---|---|---|---|---|---|
Габариты | |||||
Длина | 26,44 м | 29,94 м | |||
Размах крыла | 27,80 м | ||||
Высота | 10,28 м | ||||
База шасси | 9,25 м | 11,25 м | |||
Колея шасси | 5,74 м | ||||
Пассажировместимость | |||||
Пассажировместимость, чел. | 78 (одноклассная компоновка)[прим. 1] 68 (8+60, двухклассная компоновка)[прим. 2] |
98 (одноклассная компоновка)[прим. 1] 86 (8+78, двухклассная компоновка)[прим. 2] |
10-40? | ||
Лётные данные | |||||
Максимальный взлётный вес | 38 820 кг | 42 280 кг | 45880 кг | 49450 кг | |
Максимальный посадочный вес | 41000 кг | ||||
Максимальная коммерческая загрузка | 12245 кг | ||||
Объём грузовых отсеков | 15,01 м³ | 22,06 м³ | |||
Ширина салона | 3236 мм | ||||
Высота салона | 2120 мм | ||||
Ширина прохода между креслами | 510 мм | ||||
Ширина пассажирских кресел | 465 мм | ||||
Крейсерская скорость | 0,78 М (около 840 км/час на высоте 10000м) | ||||
Максимальный расход топлива в горизонтальном полете, в час | 1864кг/ч[98][неавторитетный источник? 46 дней] | ||||
Максимальная дальность | 2900 км | 4550 км | 3048 км | 4578 км | 8000 км |
Максимальная высота полёта | 12500 метров или 40 000 футов | ||||
Потребная длина ВПП (МСА) | 1515 м | 1731 м | 2052 м | ||
Силовая установка | 2 × ТРДД SaM146 | ||||
Тяга двигателей | 2 × 7840 кгс | ||||
Другие данные | |||||
Экипаж | 2 пилота |
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы, аварии или происшествия | Жертвы/На борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
09.05.2012 | 97004 (s/n 95004, порядковый номер 004)[99] |
Индонезия | 45/45[100] | Врезался в гору во время показательного полёта. Официальная версия случившегося пока не обнародована. |
Борт 97003 в Новосибирске
Борт 97001 в Новосибирске
Двигатель SaM146
Борт 97003 в Ле Бурже
Борт 97003 в Ле Бурже
Борт 97004 в Толмачёво
Борт 97004 вид спереди
Борт 97004 в аэропорту Толмачёво (видео)
Борты 97001 и 97003 в аэропорту Толмачёво, по пути из Комсомольска-на-Амуре в Жуковский (видео)
Монета ЦБ РФ
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские | |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
regional jet oü какая ручная кладь sas, russian 2028, regional jets operation in icing conditions vd 145002 part 5.
Категория:Средневековый Китай, Защитная плёнка, Belgrano Athletic Club, Файл:The Soviet Union 1968 CPA 3628 stamp (Ali-Shir Nava'i (after Vladimir Kaidalov (1941—1948)).png.