Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Владимир Каврайский (судно)

18-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
ОИС «Владимир Каврайский»
Служба: СССР →
Россия →
Россия Россия
Класс и тип судна Научно-исследовательское судно
Организация ОДОИС ГС КСФ,
с 07.2011— отряд судов обеспечения СФ
Оператор Краснознамённый Северный флот
Строительство начато 25 февраля 1969 года
Спущен на воду 31 октября 1969 года
Введён в эксплуатацию 31 декабря 1969 года
Статус В строю
Основные характеристики
Водоизмещение 3 450 т
Длина 70,1 м
Ширина 18,1 м (максимальная)
17,5 м (по KBЛ)
Осадка 6,4 м
Мощность 5 400 л. с.
Движитель 3 × ВФШ
Дальность плавания 13 100 миль
Автономность плавания 60 суток
Экипаж 63 + 17

ОИС «Владимир Каврайский» — единственное судно построенное по проекту 97Б[1]. Является гидрографическим ледокольным судном неограниченного района плавания для производства гидрографических работ в Арктике и Северных морях. Входило в состав отдельного дивизиона океанографических исследовательских судов Гидрографической службы Краснознамённого Северного флота[2] , после июля 2011 года — перечислено в состав судов обеспечения Краснознамённого Северного флота, и используется в качестве плавучей казармы. С марта 2012 года носит название ПКЗ-86.

Регистр СССР — 1 категория, класс УЛР 4/1 С (ледокол).

Проект

После окончания Великой Отечественной войны для проводки судов сквозь льды, обеспечения портов и нужд военно-морского флота, в частности по охране границ в Арктической зоне, требовались новые ледокольные суда. На Техническом совете Министерства морского флота СССР в июле 1955 года началось обсуждение проекта судов которые смогли бы выполнять эти функции[3]. Позже заместитель руководителя Группы наблюдения за проектированием и постройкой судов Роговский М. Я. вспоминал: «…требовалось создать ледокол, удовлетворяющий основным положениям технического задания, и совместить требования с военно-морскими силами, и одновременно некоторые положения технического задания диктовали необходимость в дальнейшем проектировании таких элементов, которые чрезвычайно трудно совместить. …Например, необходимость работы в портовых водах с осуществлением буксировки, с морскими переходами. Это наложило отпечаток на весь проект»[4].

Согласно приказу Министерства судостроительной промышленности СССР № 0111 в обеспечение Постановления Совета Министров СССР от 18 мая 1957 года № 538-272 по договору с Управлением кораблестроения ВМФ СССР от 19 декабря 1957 года приступили к разработке проекта в Центральном конструкторском бюро № 15 (ЦКБ-15, ныне — ЦКБ «Айсберг»)[5]. Проект получил номер 97. Работы начались под руководством главного конструктора Василевского А. Н. и проектировщиков Сенькина Н. А. и Пахомова В. А.[3] В основу лег принцип строения ледокольных судов «американского» типа, при котором добавляется носовой винт. При отработке теоретического чертежа был взят корпус ледокола «Илья Муромец», построенного в Швеции, и первоначально носившего имя «Eisbar», в проекте обводы этого судна были измены и выполнены без плоских участков[4]. Весомый вклад в проект внёс опыт строительства и эксплуатации сторожевого корабля «Пурга». Эксплуатационные качества новых ледокольных судов обеспечивались за счёт прочности корпуса, толщины обшивки, особой формы форштевня и наличием носового, кормового и бортовых цистерн, с помощью которых можно было бы изменять дифферент и крен судна. Гребные винты со съёмными лопастями изготавливались из стали[3].

На основе проекта (пр.97 — ледоколы для военно-морского флота СССР) были созданы модификации[4][6]:

  • Проект 97А — ледоколы по заказу Министерства морского флота;
  • Проект 97К — дооборудованный ледокол пр.97 по заказу ВМФ СССР;
  • Проект 97Е — ледокол по заказу Германской Демократической Республики;
  • Проект 97Н — научно-исследовательский ледокол по заказу Государственного комитета по гидрометеорологии и контролю природной среды;
  • Проект 97Б — судно для гидрографической службы ВМФ СССР;
  • Проект 97Д — суда для гидрографического предприятия Министерства морского флота;
  • Проект 97АП — патрульные ледоколы по заказу ВМФ СССР;
  • Проект 97П — сторожевые корабли для пограничного управления.

На всех модификациях проекта 97 были применены усовершенствования[7]:

  • Для осушения колодцев через дополнительные трубы в корме применили водоструйные эжекторы работающие от противопожарной магистрали;
  • Внедрена система рециркуляции забортной воды для охлаждения ГЭУ, в случае если ледовые ящики будут заблокированы шугой и мелким льдом;
  • Подведена индивидуальная смазка на подушки упорных подшипников балансирного типа по всей поверхности гребня;
  • Использованы синтетические волокна и смолы для антикоррозионной защиты;
  • Создано специальное устройство, позволяющее менять сальниковую набивку дейдвудов на плаву без помощи водолазов;
  • Бакаутовые подшипники были заменены резино-металлическими вкладышами, что позволило снизить цену и увеличить временной ресурс дейдвудных подшипников;
  • Была создана оптимальная конструкция типового фундамента под механизмы и агрегаты, работающие с нагрузкой;
  • Разработана новая конструкция пламегасительных сеток.

От ВМФ СССР приёмкой судов занимались: капитан 3-го ранга Яковлев А. Е. (проект 97) и майор Нестеров В. Н. (проект 97АП и 97Б)[4].

Строительство

Для нужд Гидрографической службы военно-морского флота СССР на основе ледоколов проекта 97 в ЦКБ-15 под руководством Василевского А. Н. было создано гидрографическое судно. Оно получило имя в честь геодезиста, картографа и астронома Владимира Владимировича Каврайского[8]. Закладка под строительным номером 779 прошла 25 февраля 1969 года на на наклонном стапеле судостроительного завода им. Андре Марти в Ленинграде. Главный строитель — Веракса. Спуск на воду состоялся 31 октября 1969 года. 31 декабря 1969 года началась опытная эксплуатация (первый капитан — капитан 3-го ранга Сырков). Приёмку судна осуществил представитель ВМФ СССР — майор Нестеров В. Н.[4] Вторым командиром был Завгородний Виктор; далее — Муренец Сергей, Лев Михаил, Тимофеев Сергей, Тафинцев Павел.

Конструкция

Корпус

Корпус цельносварной с семью водонепроницаемыми переборками с поперечной системой набора. Установлены дублирующие шпангоуты того же профиля, что и основные. Шпация составляет 600 мм (от 13-го до 87-го), остальная – 680 мм. Главным отличием от ледоколов проекта 97 является увеличение длины корпуса судна до 70,1 метра, соответственно водоизмещение судна увеличилась до 3 450 тонн, а осадка до 6,4 метра. Высота борта составила 8,3 метра. Форштевень и ахтерштевень выполнены по схеме лито-сварной конструкции. Ледовый пояс толщиной 16 мм идёт вдоль борта, увеличиваясь до 18 мм к носовой части, что позволяло преодолевать сплошной лед до 80 см, а битый до 2 м. Ширина судна осталась как на пр.97 — 18,1 метра. Надстройка — удлинённая развитая. Увеличение запасов топлива и продовольствия позволили продлить автономное плавание до 60 суток (или 13 100 морских миль) при увеличении экипажа до 63 человек (в том числе 8 человек для обслуживания вертолета) и научной экспедиции до 17 человек[1][4][8]. Вес перевозимого груза или дополнительного начного оборудования мог составлять до 50 тонн.

Судовые системы и оборудование[4][8][9]

  • Креновая система — обеспечивает перекачку балластных вод с борта на борт, для создания или устранения крена в пределах 5°.
  • Дифферентная система — изменяет осадку на 1 метр на нос или корму.
  • Противопожарная система — состоит из трёх лафетных стволов установленных на ходовом мостике.
  • Крановая установка — С-818 способна поднимать груз до 8 тонн на вылете стрелы 18 метров.
  • Грузовые стрелы — две стрелы грузоподъемностью по 1,5 тонны каждая установлены на баке.
  • Вертолётная площадка — смонтирована на верхней палубе способна принимать вертолёты типа Ка-25.
  • Буксирно-швартовочное устройство — двухбарабанная электролебёдка развивающая тяговое усилие в 25 тонн на главном и 10 тонн на вспомогательном барабанах, служит для буксировки судов через буксирный вырез с привальными брусьями и кранцами.

Оборудование связи

  • главная радиостанция состоит из передатчика «Блесна СВ» и приёмника «Волна К»;
  • эксплуатационная радиостанция состоит из передатчика «Блесна КВМ» и приёмника «Волна К»;
  • аварийная радиостанция состоит из передатчика «АСП-3-0,06» и приёмника «ПАС-3»;
  • «Акация» Р-609м – диспетчерский передатчик;
  • два передатчика «Шлюп»;
  • устройство для подачи аварийных сигналов АПМ-54п;
  • автодатчик сигналов АПСТБ-1;
  • радиотрансляция «Берёзка».

Навигационное оборудование

  • компас УКП-М1;
  • компас КМ-МЗ;
  • гирокомпас «Курс-4»;
  • радиопеленгатор СРП-5;
  • радиолокатор «Дон»;
  • эхолот НЭЛ-5;
  • лаг МГЛ-25.

Лабораторный комплекс

Лабораторный комплекс состоял из 8 лабораторий:

ГЭУ и дизель-генераторы

ГЭУ — трёхвальная состоит из трёх дизель-электрических силовых установок (ДЭСУ) 13Д100 на основе дизелей типа Д100 и двух двухъякорных генераторов ПН-145, производства Харьковского паровозостроительного завода имени Малышева, общей мощностью 5 400 л. с. Мощность от ДЭСУ передавалась на три гребных электродвигателя. Впервые для строящихся судов в СССР на всех модификациях проекта 97 была применена автоматизированная система электродвижения на постоянном токе, созданая по новым принципам регулирования работы гребных электродвигателей. Эта система позволяла обеспечить работу одного или двух ДЭСУ на носовой гребной электродвигатель; работу одного, двух или трёх ДЭСУ на оба кормовых гребных электродвигателя[4][8][9].

На судне имелись три вспомогательных дизель-генератора мощностью по 200 кВт (1800 л.с.) ДГТ 200/1 на основе двигателей 6Ч 25/34, и один стояночный дизель-генератор мощностью 100 кВт. Все они вырабатывали переменный ток. Забор воздуха к ним происходил снаружи, а по подволоку отделения была проложена шумоизоляция из капронового волокна[4].

Движители

Движителями являются три гребных винта из стали со съёмными лопастями — два кормовых диаметром 3,5 метра (шаговое отношение равно 0,65) и один носовой винт диаметром 2,7 метра (шаговое отношение равно 0,70). Судно способно развить скорость по чистой воде в 14,5 узлов. Руль — обтекаемый с литейно-сварной прочностной рамой с обшивкой из листовой стали. Приводная машина руля электрогидравлическая РЭГЗ-6 с ручным приводом[4][8]. Экономический ход — 9,4 узла. Два якоря Холла весом по 2250 кг каждый обеспечивали удержание судна на месте, а длина якорной цепи калибра 46 мм составляла 225 метров.

История службы

Флаг гидрографической службы ВМФ СССР был торжественно поднят 25 января 1970 года. Зачислено в состав в/ч 56045 13 июня 1970 года с базированием на Мишуково. С начала постройки классифицировалось как экспедиционное океанографическое судно (ЭОС), с 1973 года — научно-исследовательское судно (НИС), с 1977 года — океанографическое исследовательское судно (ОИС) и с 2011 года — судно обеспечения.

Совместно с другими судами «Абхазия», «Аджария», «Андрей Вилькицкий», «Башкирия», «Василий Головнин», «Семен Дежнев», «Фаддей Беллинсгаузен», «Академик Крылов», «Леонид Соболев», «Иван Крузенштерн», «Адмирал Владимирский», «Леонид Дёмин» с середины 1970-х годов были выполнены почти все гравиметрические площадные съемки.

C 1 мая 2008 года ОИС «Владимир Каврайский» исключено из кампании[10]. С 2011 года судно используется в качестве плавучей казармы.

Судно занесено в Книгу Почета Мурманской области[8].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Кузнецов Л. А., Вебер А. В., Киреев В. Н. и др. Адмиралтейские верфи: Люди, корабли, годы (1926-1996) / Под общей редакцией академика Санкт-Петербургской инженерной академии Александрова В. Л.. — СПб.: «Гангут», 1996. — 392 с. — 5500 экз. — ISBN 5-85875-110-5.
  2. Гидрографические суда // «Оружие и технологии России» Энциклопедия XXI век. / том 6. «Корабли Военно-морского флота». — ISBN 5-93799-006-4.
  3. 1 2 3 Василевский А.Н. Новый портовый ледокол // журнал «Судостроение» №1, 1960 год. — 1960.
  4. ↑ От «Добрыни Никитича» до «Отто Шмидта» // Ледоколы проекта 97 и их модификации. — Приложение к журналу «Моделист-Конструктор» №8 (119) 2009 год. — (Морская коллекция).
  5. Василевский А. Н. История отечественного судостроения // том 5. Судостроение в послевоенный период 1946 – 1991 гг. — СПб., 1996.
  6. Проект 97 на сайте russianships.info
  7. Макеев А. Н., Старшинов В. А. ЦКБ «Айсберг» и развитие арктического флота // журнал «Судостроение» №11-12, 1993 год. — 1993.
  8. 1 2 3 4 5 6 Музалевский М. В. и Музалевский П. М. Покорители льдов. Корабли, капитаны, судьбы. / Под редакцией доцента Дёмина А. Л. — М.: РИЦ «Кавалеръ», 2010. — Т. 2.
  9. 1 2 Козлов Л. И. Судостроение № 5. 1980 год // Научно-исследовательские суда, строящиеся по унифицированным проектам. — 1980.
  10. Дело № 2-1576/2011

Владимир Каврайский (судно).

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84