Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Су-32ФН

14-10-2023

Су-34
Тип фронтовой бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель НАЗ имени В.П.Чкалова
Главный конструктор Мартиросов Р. Г.
Первый полёт 13 апреля 1990 года (Т10В-1)
Начало эксплуатации 2011 год[1]
Статус эксплуатируется, производится
Основные эксплуатанты
Вооруженные силы Российской Федерации:
Единиц произведено прототипов: 7[2]
серийных: 26[2]
Стоимость единицы 1,0 млрд рублей[3] (~$33 млн)
Базовая модель Су-27
 Изображения на Викискладе

Су-34 (изделие «Т10В», по кодификации НАТО: Fullback, Фу́лбэк — рус. защитник в футболе) — советский/российский фронтовой бомбардировщик[4]. Самолёт призван заменить в войсках России устаревшие Су-24[5].

Содержание

История

19 июня 1986 года началась разработка Т-10В[6]. Первый полёт прототипа Су-34 (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик») — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А.[7] Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. 28 декабря 1994 года, с аэродрома Новосибирского авиазавода поднялся в воздух первый серийный Су-34 (Т-10В-5). В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.

Первый предсерийный образец самолёта построен в конце 1993 года, первый полёт на нём выполнили 18 декабря 1993 года И. В. Вотинцев и Е. Г. Ревунов. Весной 1995 года новую машину показали во Франции на международном авиасалоне в Ле Бурже. В Париже Су-34 выставлялся под обозначение Су-32ФН (Su-32FN). Буквы в обозначении переводились как «Fighter Navy» — истребитель морской.[источник не указан 616 дней]

Первый этап ГСИ завершился 30 октября 2006 года с выполнением более 200 полётов (участвовало 5 Су-34)[8]. Заключительный этап ГСИ завершен 19 сентября 2011 года[9].

Производство

Су-34 бортовой номер 05 Красный
Су-34 вид сбоку

По данным на 2011 год, изготовлено 22 Су-34, включая прототипы (б/н 42—48) и серийные (б/н 01—09 и б/н 01—05, 10). Самолёты с б/н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929-м ГЛИЦ (г. Ахтубинск); б/н 02, 04—09 в 968‑м ИИСАП (г. Липецк); б/н 48 участвует в экспозиции авиасалона МАКС (г. Жуковский); прототипы с б/н 42, 43, 44, 45 к программе летных испытаний больше не привлекаются. Бортовые номера с 01 по 05 производства 2006—2009 гг. останутся в ГЛИЦ (2 борта) и ЦБПиПЛС (3 борта); б/н 06, 07, 08, 09 производства 2010 года, а также б/н 01, 02, 03, 04, 05, 10 производства 2011 года — на 7000-й АБ Балтимор (г. Воронеж).

12 и 22 декабря 2011 года на воронежскую авиабазу Балтимор прибыло шесть новых бомбардировщиков Су-34, таким образом эта база стала первой среди строевых частей ВВС получившей на вооружение эти машины[10].

18 декабря 2008 года подписан 5 летний контракт на поставку 32 самолётов, работы начаты 2009 году[11][12][13]. 1 марта 2012 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и гендиректор компании «Сухой» Игорь Озар подписали госконтракт на поставку до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34[14].

Всего, до 2015 года будет закуплено 70 самолётов Су-34[15]. В общей сложности ВВС намерены приобрести 120 самолётов этого типа (5 эскадрилий).

Серийное производство самолёта налажено на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость одного самолёта Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

НАПО в начале 2008 года объявило о том, что оно первым в России организовало поточную сборку новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34. Полная стоимость технического вооружения составит более 50 млн евро.

Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собирать до 20 машин, а ремонт самолётов будет проходить в два раза быстрее.

Реконструкция цеха проводилась в течение всего 2007 года. Холдинг «Сухой» выполняет в рамках гособоронзаказа ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Представитель холдинга «Сухой»:

В настоящее время на НАПО им Чкалова реализуется масштабная программа технического перевооружения: в 2008—2009 годах планируется закупить 43 высокопроизводительных обрабатывающих центра на общую сумму порядка 2 млрд рублей, что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.[16]

Поставки

В начале 2012 года министерство обороны России заключило с компанией «Сухой» контракт на поставку 92 Су-34 до 2020 года, в дополнение к уже заключённому контракту на 32 машины[21]. В 2013 году ожидается поставка 14 Су-34[22].

Модернизация 2010 года

Взлёт бомбардировщика Су-34

8 июня 2010 года стало известно о проходящих государственных испытаниях для новых модификаций бомбардировщиков Су-34. Испытания новых опций для самолёта проводились в Государственном летно-испытательном центре ВВС России в Ахтубинске. В сентябре 2011 года в прессе появилась информация о завершении этих испытаний. Постановление правительства России о принятии новых бомбардировщиков на вооружение вышло в 2012 году[23]. На данный момент известно о следующих усовершенствованиях:

  • Новые виды ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
  • Модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1.
  • Самолёт оборудован обновлённой станцией предупреждения об облучении Л-150 (СПО).
  • Вспомогательная газотурбинная силовая установка ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без применения наземного оборудования. По предварительной оценке, такая установка позволит повысить автономность применения фронтовых бомбардировщиков и расширить список аэродромов их базирования. Все Су-34, выпускаемые с 2011 года оснащаются вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35[24].

Боевое применение

Впервые Су-34 применялся в ходе войны в Южной Осетии(2 Су-34)[25]. Самолёт использовался для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с системами грузинской ПВО[26]. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами[27][28] Контейнер активных помех групповой защиты Су-34 показал в ходе ведения боевых действий высокую эффективность[27]. В ходе боевого применения Су-34 уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори[29][30].

Оценка

Су-34 — единственный боевой самолёт в ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения. Для сравнения: в войне с Грузией 2008 года даже модернизированные Су-24 могли применять только обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты на расстоянии 2-3 км.[31]

По итогам 6 лет эксплуатации Су-34, у истребителя были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой. Первые 2 машины 2006 года выпуска находятся в нелетном состоянии[32].

Су-34 интенсивно используется в строевых частях с 2012 года, половина Су-34 уже имеет налет 200—250 часов на 2013 год.[33]

РЛС

  • Дальность обзора до воздушной цели (с ЭПР равной 3 м): 120 км
  • Сопровождение: до 10 целей одновременно
  • Обстрел: до 4 целей одновременно
  • Дальность обзора по наземным целям: 30-100 км[34]

Тактико-технические характеристики

Источники данных[35][36][37][38][39]

Технические характеристики

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:
    • у земли: 1400 км/ч
    • на большой высоте: 1900 км/ч (1,8М)
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 1100 км
  • Практический потолок: 17000 м
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлетной массе: 616 кг/м²
    • при максимальной взлетной массе: 725 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлетной массе: 0,71
    • при максимальной взлетной массе: 0,6

Вооружение

  • Пушечное вооружение: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1
  • Точек подвески: 12
  • Боевая нагрузка: 8000 кг различного вооружения на внешней подвеске

Операторы

См. также

Примечания

  1. Летчики Западного военного округа осваивают новейшие бомбардировщики Су-34
  2. ↑ Су-34 - FULLBACK / FLANKER-C2 ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
  3. К 2010 году Минобороны купит 24 бомбардировщика Су-34. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012. Проверено 14 августа 2010.
  4. Михеев А., Фомин А., 1995 год.
  5. Промышленники устранили недостатки на бомбардировщиках Су-34, Lenta.ru (19.04.2013).
  6. ОАО "Компания «Сухой» — Самолеты — Военная авиация — Су-32 — Историческая справка
  7. Михеев А., Фомин А., 1995 год, 21 стр.
  8. Интенсивность государственных совместных испытаний (ГСИ) многоцелевых ударных самолетов Су-34 по сравнению с прошлым годом возросла почти вдвое — ОРУЖИЕ РОССИИ
  9. ВВС в 2012 году примут на вооружение бомбардировщики Су-34, Lenta.ru (20.09.2011).
  10. Новосибирский завод «Сухого» передал ВВС РФ ещё два серийных фронтовых бомбардировщика Су-34
  11. http://www.napo.ru/corpinfo/god_otchet_2008.pdf
  12. Годовой отчёт 2009 год
  13. ОАО "Компания «Сухой» — Новости
  14. Компания «Сухой» поставит Минобороны более 90 бомбардировщиков Су-34 — РИА «Новости»
  15. ↑ Западный военный округ вооружился бомбардировщиками Су-34. Lenta.ru (9 декабря 2010). Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
  16. «Чкаловец поставил бомбардировщики Су-34 на поток» «1606-1829 (Online) 09 января 2008 года
  17. Армс-Тасс
  18. «Сухой» передал ВВС РФ партию серийных фронтовых бомбардировщиков Су-34
  19. Компания «Сухой» полностью выполнила гособоронзаказ 2012 г.
  20. http://topwar.ru/27642-pervyy-su-34-peredan-vvs-rossii-po-gosoboronzakazu-2013-g.html
  21. Министерство обороны купило 92 бомбардировщика Су-34
  22. ВВС в 2013 году получат самолетов Су-35С
  23. Завершились госиспытания бомбардировщиков Су-34
  24. Испытания новых опций для Су-34 завершатся в 2010 году  (рус.)
  25. RusArmy.com::Су-34 в российских ВВС
  26. Пятидневная война: итог в воздухе.
  27. ↑ Потери авиации в Пятидневной войне.
  28. ВЕДОМОСТИ — ВВС России получили два новых самолета Су-34
  29. Лавров А. В. Реформирование Военно-воздушных сил России // Новая армия России / Под ред. М. С. Барабанова. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2010. — С. 68. — ISBN 978-5-9902620-1-0
  30. [1]
  31. Минобороны недовольно производителями Су-34 - Известия. Архивировано из первоисточника 16 марта 2013. Проверено 14 марта 2013.
  32. Бомбардировщик Су-34 признали небоевым - Известия. Архивировано из первоисточника 17 апреля 2013. Проверено 16 апреля 2013.
  33. ОАО "Компания "Сухой" - Новости - Новости компании. Архивировано из первоисточника 20 апреля 2013. Проверено 19 апреля 2013.
  34. http://www.roe.ru/cataloque/air_craft/aircraft.pdf
  35. http://www.sukhoi.org/planes/military/su32/lth/. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.
  36. Михеев А., Фомин А., 1995 год
  37. Су-34 на сайте Paralay.com
  38. Су-34 летит в войска
  39. Ю.Елисеев Кто будет отвечать за создание двигателя в целом не должно решаться голосованием

Литература

  • Михеев А., Фомин А. Су-34. — М.: Любимая книга, 1995. — 56 с. — ISBN 5-7656-0002-6

Ссылки

  • Описание Су-34 на сайте Авиационная Энциклопедия «Уголок неба»
  • «Сухой» представит на МАКСе экспортную модификацию Су-34
  • Новости с сайта Avia.ru
  • ВВС России готовят долгосрочное соглашение на поставку Су-34 для двух авиаполков
  • Новый Су-34 построенный в 2012 году на НАПО Чкалова

Су-32ФН.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84