26-06-2023
Су-35 | |
---|---|
Предсерийный образец Су-35 (б/н 901) | |
Тип | многоцелевой истребитель |
Разработчик | ОКБ Сухого |
Производитель | КнААПО |
Первый полёт | 19 февраля 2008 года |
Начало эксплуатации | 2012 год (план) [1] |
Статус | проходит государственные испытания, производится |
Основные эксплуатанты | ВВС России |
Годы производства | с 2011 |
Единиц произведено | 20 |
Стоимость единицы | $85 млн. (экспортная, 2012 год)[2][3] |
Базовая модель | Су-27 |
Изображения на Викискладе |
Су-35 (по кодификации НАТО: Flanker-E+[4]) — российский реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, разработанный в ОКБ Сухого, является глубокой модернизацией платформы Т-10С.
Первоначально самолёт назывался Су-35БМ (Большая Модернизация), во избежание путаницы с Су-27М, который на международных авиасалонах экспонировался под индексом "Су-35", однако сейчас официальное название — Су-35 (без каких-либо буквенных индексов)[5][6]. Модификация для ВВС России обозначается как Су-35С.
"Поколение 4++", к которому относится Су-35, является условным и лишь указывает на то, что по совокупности своих характеристик (ZOCT Scoring by 5th Gen Metrics) истребитель Су-35 вплотную приближен к истребителю пятого поколения, так как за исключением стелс-технологии полностью удовлетворяет требованиям 5-го поколения.[7][неавторитетный источник? 242 дня]
Содержание |
В 2006 году начато производство установочной партии Су-35С. Начало лётных испытаний первого образца новой партии было намечено на середину 2007 года,[8] однако сроки начала лётных испытаний были перенесены на начало 2008 года.
Сборка первого опытного самолёта Су-35 (б/н 901) была завершена летом 2007 года на «КнААПО им. Ю. А. Гагарина», после чего машина была представлена на авиасалоне МАКС-2007 на статической стоянке.
Первый полет опытного многофункционального истребителя Су-35 с двигателями ОАО «НПО Сатурн» АЛ-41Ф1С состоялся 19 февраля 2008 года в ЛИИ имени Громова. Самолёт пилотировал Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Богдан.
20 февраля 2008 года самолёт был представлен премьер-министру В. В. Путину и первому вице-премьеру В.И.Зубкову во время их посещения города Жуковский.
7 июля 2008 года Су-35 успешно совершил первый демонстрационный полёт в Жуковском.[9] 2 октября 2008 года с аэродрома Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения им. Ю. А. Гагарина (КнААПО) поднялся в воздух второй лётный образец. Совершено 20 полетов[10]
3 октября 2008 года совершено 40 полетов[11]
На 23 марта 2009 года Су-35 совершил 100 полетов.[12]
В рамках открывшегося 18 августа 2009 года в подмосковном Жуковском авиационно-космического салона МАКС-2009 заключена крупнейшая в России за последние десятилетия сделка по закупке боевых самолётов. Договорённость предусматривает поставки 48 новейших многофункциональных истребителей Су-35C c 2012[1] по 2015 год включительно.[13] Подобный контракт также планируется заключить на 2015—2020 годы.[14]
В июле 2010 года Компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний Су-35, о полном подтверждении установленных характеристик комплекса бортового оборудования и характеристик сверхманевренности и о готовности к прохождению государственных испытаний на боевое применение совместно с летчиками ВВС России.[15]
3 мая 2011 года в воздух поднялся первый серийный Су-35С[16]
По состоянию на 19 сентября 2011 года совершено 300 полетов. Передан на ГСИ.[17]
2 декабря 2011 года в воздух поднялся второй серийный Су-35С.
17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С.
19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.
Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка, торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35С обладает передовой информационно-управляющей системой, радиолокационной станцией с пассивной фазированной антенной решёткой «Н035 Ирбис», являющейся на 2011 год наиболее мощной РЛС в мире , а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Данные двигатели удовлетворяют требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения, в том числе позволяют развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, отличаясь лишь использованием старой электронно-механической системы управления. Заметность самолета относительно истребителей четвёртого поколения была снижена благодаря применению композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, также возможна установка радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.
См. планер Су-27
Планер Су-35 был перекомпонован по сравнению с базовым вариантом и покрывается специальными материалами для снижения ЭПР.
На Су-35 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя «АЛ-41Ф1С» с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги. С целью увеличения числа ракурсов отклонения тяги двигателя и создания псевдо-всеракурсности, оси поворота отклоняемых сопел наклонены, что хорошо видно на фотографии (сопла при этом отклоняются вниз-внутрь и вверх-наружу). Данные двигатели являются «упрощённым» вариантом двигателя для истребителя пятого поколения «АЛ-41Ф1», от него АЛ-41Ф1С отличает сниженная форсажная и бесфорсажная тяга и применение электронно-механической системы управления. Форсажная тяга каждого двигателя АЛ-41Ф1С составляет 14500 кгс, в бесфорсажном режиме максимальная тяга составляет 8800 кгс. Двигатели позволяют истребителю развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
ВГТД ТА14-130-35 - современный вспомогательный газотурбинный двигатель с эквивалентной мощностью 105 кВт. Двигатель предназначен для использования в ВСУ самолёта Су-35. Обеспечивает кондиционирование кабины и отсеков самолёта и электропитание переменным током 200/115 В мощностью до 30 кВА бортовых потребителей.[19]
На Су-35 установлена РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис, которая на 2011 год является наиболее мощной истребительной РЛС в мире , имея более чем 400 км, дальность обнаружения целей. В дополнение к радиолокационным средствам используется оптико-локационная станция и ОЭИС.
Самолёт оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты.
Интерфейс кабины пилота основан на двух жидкокристаллических дисплеях с возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическом индикаторе на лобовом стекле.
Самолет оборудован системой предупреждения об облучении Л-150-35 (Вариант исполнения Л-150 (СПО))
Серийные Су-35С производятся с 2011 года. План по выпуску[20]:
Источники[15][22][23] [24] [25][26]
источник[28]
На истребителях Су-35С используется радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 Ирбис.
Характеристики РЛС:
Самолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“») | |
---|---|
Истребители | |
Бомбардировщики/Штурмовики | |
Разведчики | |
Учебные и спортивные | |
Гражданские |
Су-38 • Су-80 • Superjet 100 |
Проекты |
Су-1/3 • Су-4 (ББ-3) • Су-5 • ШБ (ББ-2) • Су-6 Су-7 (1944) • Су-8 • Су-9 (1946) • Су-10 • Су-11 (1947) • Су-13 • Су-15 (1949) • Су-17 (1949) • С-37 (Су-47) • Т-4 • Т-60 • SSBJ • КР-860 |
Су-35БМ.