05-02-2024
Benson & Hedges Jordan Ford/Peugeot/Honda/Toyota | |
---|---|
База | |
Руководители |
Эдди Джордан, Майк Гаскойн, Гарри Андерсон |
Пилоты | |
Конструктор | |
Шины | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при |
250 |
Побед |
4 |
Поулы |
2 |
Быстрые круги |
2 |
Подиумы (подряд) |
19 (2) |
Лучший старт |
1 |
Лучший финиш |
1 |
Очков всего |
291 |
Очков за один сезон |
61 |
Финишей в очках подряд |
8 |
Джордан Гран-При (англ. Jordan Grand Prix) — ирландская автогоночная команда, успешно выступавшая в различных сериях, в том числе Формула-3 и Формула-3000. Чемпионский титул в Ф-3000 в 1989 году (Жан Алези). Через два года дебютировала в чемпионате мира Формула-1, выступала с 1991 по 2005, одержав ряд побед и запомнившись зрителям ярко-желтой раскраской. В 2005 году продана российской компании Midland, но еще до конца сезона 2006 перепродана голландским предпринимателям и называлась Spyker. В 2007 году команда вновь сменила владельца, перейдя в руки Михела Мола и Виджея Мальи, став именоваться «Force India»
Содержание |
Команда была основана бывшим гонщиком и успешным предпринимателем ирландцем Эдди Джорданом, и названа в его честь, изначально Eddie Jordan Racing, позднее название сокращено до Jordan GP. С середины 80-х команда начала успешные выступления в различных чемпионатах «младших» формул. Спонсором молодой конюшни была сигаретная марка Camel. Успех к команде пришел в 1989 году, когда Жан Алези на болиде Eddie Jordan Racing стал чемпионом Формулы-3000, опередив Эрика Кома на 0 очков но одержав больше побед. В середине сезона-1991, Алези дебютировал в чемпионате Формулы-1. В том же году туда перешла и команда «Джордан»
Дебют Джордан-Форд в Формуле-1 был впечатляющим. Андреа де Чезарис и Бертран Гашо регулярно набирали очки. Однако Гашо попал на несколько месяцев в тюрьму за уличную драку, и в Jordan вынуждены были искать замену. На месте Гашо дебютировал будущий чемпион мира Михаэль Шумахер, но не проехал в дебютной гонке и одного круга. Вскоре Михаэль получил выгодный контракт с командой «Бенеттон», а его место заняли Алекс Занарди и Роберто Морено. Несмотря на то, что никто из них не набрал ни очка, сезон команда завершила на пятом месте.
Следующие два года команда провела в глубоком кризисе, вызваном неконкурентоспособностью двигателей «Ямаха» и «Харт». Лишь на Гран-при Японии 1993 года пилоты команды, новички Эдди Ирвайн и Рубенс Барикелло, принесли, наконец, команде очки. Эта гонка завершилась скандально известной потасовкой, когда чемпион мира Айртон Сенна напал в боксах на Ирвайна, подрезавшего его по ходу Гран-при. Эдди был вынужден пропустить первые две гонки чемпионата-1994. Сменив со следующего года двигатели на «Пежо», команда стала набирать очки регулярно, вырвавшись из аутсайдеров. Барикелло и Ирвайн по разу финишировали на третьем месте.
Сезон-1997 «Джордан» начали с обновленным составом — многообещающие Джанкарло Физикелла и Ральф Шумахер — и в цветах нового спонсора Benson & Hedges. На носу желто-черного болида красовалась змея. Обновленный «Джордан» завоевал 33 очка, ряд подиумов и пятое место. На следующий год Эдди Джордан подписал важный контракт на поставку двигателей с концерном Хонда. Физикеллу сменил чемпион мира, ветеран Деймон Хилл, а змею — более подходящая расцветке пчела. На Гран-при Бельгии 1998 года под проливным дождем команда одержала первую в своей истории победу, которая стала также последней победой в карьере Хилла. Ральф, финишировав вторым, довершил «дубль». В кубке конструкторов конюшня Эдди Джордана поднялась на четвертую строчку, впервые за десять лет потеснив «Бенеттон».
Сезон 1999 Формулы-1 стал лучшим в истории команды. Эдди Джордан поменялся с Фрэнком Уильямсом, заменив Ральфа Шумахера на Хайнца-Харальда Френтцена, а Майк Гаскойн создал лучший болид, когда-либо бывший в распоряжении Jordan GP. На протяжении сезона Ха-Ха одержал две победы, завоевал поул-позишн на Нюрбургринге и вплотную боролся за титул с Эдди Ирвайном из «Феррари» и Микой Хаккиненом из «МакЛарен», в итоге в одиночку приведя себя и свою команду к «бронзе» личного и командного чемпионатов. Сезон стал последним для Деймона Хилла — уставший ветеран заметно уступал немцу, и ни разу даже не попал на подиум. В своей последней гонке чемпион добровольно сошёл с трассы, не видя возможности успешного финиша.
Его заменой стал Ярно Трулли, стабилизировавший состав. Следующие два года Френтцен и Трулли успешно выступали, регулярно принося очки и нередко поднимаясь на подиум, но больше не одерживали побед. Вдобавок, главный конструктор «Джордана», Майк Гаскойн перешел в «Бенеттон». Главной проблемой для Эдди стало появление конкурента со стороны команды BAR: концерн Honda решил всерьез развернуть программу Формулы-1 и с 2000 года начал поставлять БАРу аналогичные двигатели. Японские мотористы неоднозначно давали понять, что выбирают между двумя командами для последующего создания заводской конюшни.
В 2001 году Френтцен рассорился с Джорданом, со скандалом был уволен из команды и заменен на ветерана Жана Алези, старого друга Эдди. Однако проблемы продолжались, ограничение табачной рекламы вызвало проблемы со спонсором Benson&Hedges, и Джордан не смог нанять на следующий год Алези в напарники к вернувшемуся в команду Физикелле. Его вынужденно сменили на японского рента-драйвера Такуму Сато, надеясь привлечь расположение Хонды. Однако в концерне уже склонялись к покупке БАРа, так как было очевидно, что амбициозный и харизматичный Эдди Джордан не уступит своего поста наемному менеджеру. С 2003 года «Хонда» прекратила поставки своих двигателей Jordan.
Результаты команды упали еще ниже. В «Джордан» были вынуждены отказаться от заманчивого предложения нанять Эдди Ирвайна — у команды просто не хватило денег на столь звездного пилота. Физикелла и его новый партнер-дебютант, рента-драйвер Ральф Фирман, с трудом боролись за попадание в очки. По злой иронии судьбы, именно в этот год команда одержала свою четвертую и последнюю победу. Это произошло на Гран-при Бразилии 2003 года. За десяток кругов до финиша Физикелла на пустых баках, готовясь к дозавправке обогнал лидировавшего и уже дозаправившегося Кими Райкконена, явно шедшего к победе. Но не успел Физикелла свернуть в боксы, как в тяжелую аварию попал Фернандо Алонсо, шедший третьим. Гонка была остановлена, а победителем объявлен лидировавший на момент аварии Райкконен. Однако «Джордан» подали апелляцию, заявив, что Физикелла после обгона успел закончить круг лидером, прежде чем остановка вступила в силу. ФИА пересмотрели результаты гонки и поменяли Райкконена и Физикеллу местами, отдав победу итальянцу.
Ряд обозревателей расценили это как «симметричный ответ» руководству серии Индикар, которое менее чем за год до этого в аналогичной ситуации лишило Пола Трейси заслуженной победы в Инди-500. Судьи же Формулы-1 показали свою беспристрастность, но и это решение подверглось критике.
Последние два года команда с трудом боролась за выживание, скатившись на последние строчки турнирной таблицы и стартового поля. Лишь на скандальном Гран-при США 2005 года команде вновь улыбнулась парадоксальная удача: из-за дефектов в шинах «Мишлен» две трети команд снялись с гонки, и пилоты «Джордан», дебютанты Тиаго Монтейро и Нараин Картикаян, заняли третье и четвертое места из шести участвовавших, уступив двум «Феррари» и опередив две «Минарди».
В начале того же года стало известно о покупке «Джордан» российской компанией «Мидланд». Под этим названием команда провела сезон-2006, прежде чем быть перепроданной голландской фирме Спайкер.
Год | Шасси/ Мотор Шины |
Пилоты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Очки | Место |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1991 | 191 Ford Cosworth V8 G |
США | БРА | САН | МОН | КАН | МЕК | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ИСП | ЯПО | АВС | 13 | 5 | ||||
Гашо | 10 | 13 | Сход | 8 | 5 | Сход | Сход | 6 | 6 | 9 | |||||||||||||
М. Шумахер | Сход | ||||||||||||||||||||||
Морено | Сход | 10 | |||||||||||||||||||||
Занарди | 9 | Сход | 9 | ||||||||||||||||||||
де Чезарис | НПК | Сход | Сход | Сход | 4 | 4 | 6 | Сход | 5 | 7 | 13 | 7 | 8 | Сход | Сход | 8 | |||||||
1992 | 192 Yamaha V12 G |
ЮАР | МЕК | БРА | ИСП | САН | МОН | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ЯПО | АВС | 1 | =11 | ||||
Модена | НПК | Сход | Сход | НПК | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | НПК | Сход | 15 | НПК | 13 | 7 | 6 | |||||||
Гужельмин | 11 | Сход | Сход | Сход | 7 | Сход | Сход | Сход | Сход | 15 | 10 | 14 | Сход | Сход | Сход | Сход | |||||||
1993 | 193 Hart V10 G |
ЮАР | БРА | ЕВР | САН | ИСП | МОН | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ЯПО | АВС | 3 | 10 | ||||
Барикелло | Сход | Сход | 10 | Сход | 12 | 9 | Сход | 7 | 10 | Сход | Сход | Сход | Сход | 13 | 5 | 11 | |||||||
Капелли | Сход | НПК | |||||||||||||||||||||
Бутсен | Сход | Сход | 11 | Сход | 12 | 11 | Сход | 13 | 9 | Сход | |||||||||||||
Апичелла | Сход | ||||||||||||||||||||||
Наспети | Сход | ||||||||||||||||||||||
Ирвайн | 6 | Сход | |||||||||||||||||||||
1994 | 194 Hart V10 G |
БРА | ТИХ | САН | МОН | ИСП | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ЕВР | ЯПО | АВС | 28 | 5 | ||||
Барикелло | 4 | 3 | НПК | Сход | Сход | 7 | Сход | 4 | Сход | Сход | Сход | 4 | 4 | 12 | Сход | 4 | |||||||
Ирвайн | Сход | EX | EX | EX | 6 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 13 | Сход | 7 | 4 | 5 | Сход | |||||||
Судзуки | Сход | ||||||||||||||||||||||
Де Чезарис | Сход | 4 | |||||||||||||||||||||
1995 | 195 Peugeot V10 G |
БРА | АРГ | САН | ИСП | МОН | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ЕВР | ТИХ | ЯПО | АВС | 21 | 6 | |||
Барикелло | Сход | Сход | Сход | 7 | Сход | 2 | 6 | 11 | Сход | 7 | 6 | Сход | 11 | 4 | Сход | Сход | Сход | ||||||
Ирвайн | Сход | Сход | 8 | 5 | Сход | 3 | 9 | Сход | 9 | 13 | Сход | Сход | 10 | 6 | 11 | 4 | Сход | ||||||
1996 | 196 Peugeot V10 G |
АВС | БРА | АРГ | ЕВР | САН | МОН | ИСП | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ПОР | ЯПО | 22 | 5 | ||||
Барикелло | Сход | Сход | 4 | 5 | 5 | Сход | Сход | Сход | 9 | 4 | 6 | 6 | Сход | 5 | Сход | 9 | |||||||
Брандл | Сход | 12 | Сход | 6 | Сход | Сход | Сход | 6 | 8 | 6 | 10 | Сход | Сход | 4 | 9 | 5 | |||||||
1997 | 197 Peugeot V10 G |
АВС | БРА | АРГ | САН | МОН | ИСП | КАН | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | АВТ | ЛЮК | ЯПО | ЕВР | 33 | 5 | |||
Р. Шумахер | Сход | Сход | 3 | Сход | Сход | Сход | Сход | 6 | 5 | 5 | 5 | Сход | Сход | 5 | Сход | 9 | Сход | ||||||
Физикелла | Сход | 8 | Сход | 4 | 6 | 9 | 3 | 9 | 7 | 11 | Сход | 2 | 4 | 4 | Сход | 7 | 11 | ||||||
1998 | 198 Mugen Honda V10 G |
АВС | БРА | АРГ | САН | ИСП | МОН | КАН | ФРА | ВЕЛ | АВТ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ЛЮК | ЯПО | 34 | 4 | ||||
Хилл | 8 | ДСК | 8 | 10 | Сход | 8 | Сход | Сход | Сход | 7 | 4 | 4 | 1 | 6 | 9 | 4 | |||||||
Р. Шумахер | Сход | Сход | Сход | 7 | 11 | Сход | Сход | 16 | 6 | 5 | 6 | 9 | 2 | 3 | Сход | Сход | |||||||
1999 | 199 Mugen Honda V10 B |
АВС | БРА | САН | МОН | ИСП | КАН | ФРА | ВЕЛ | АВТ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | ЕВР | МАЗ | ЯПО | 61 | 3 | ||||
Хилл | Сход | Сход | 4 | Сход | 7 | Сход | Сход | 5 | 8 | Сход | 6 | 6 | 10 | Сход | Сход | Добр. сход | |||||||
Френтцен | 2 | 3 | Сход | 4 | Сход | 11 | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 1 | Сход | 6 | 4 | |||||||
2000 | EJ-10/B Mugen Honda V10 B |
АВС | БРА | САН | ВЕЛ | ИСП | ЕВР | МОН | КАН | ФРА | АВТ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | США | ЯПО | МАЗ | 17 | 6 | |||
Френтцен | Сход | 3 | Сход | 17 | 6 | Сход | 10 | Сход | 7 | Сход | Сход | 6 | 6 | Сход | 3 | Сход | Сход | ||||||
Трулли | Сход | 4 | 15 | 6 | 12 | Сход | Сход | 6 | 6 | Сход | 9 | 7 | Сход | Сход | Сход | 13 | 12 | ||||||
2001 | EJ11 Honda V10 B |
АВС | МАЗ | БРА | САН | ИСП | АВТ | МОН | КАН | ЕВР | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | США | ЯПО | 19 | 5 | |||
Френтцен | 5 | 4 | 11 | 6 | Сход | Сход | Сход | НС | Сход | 8 | 7 | ||||||||||||
Зонта | 7 | Сход | |||||||||||||||||||||
Алези | 10 | 6 | 8 | 7 | Сход | ||||||||||||||||||
Трулли | Сход | 8 | 5 | 5 | 4 | ДСК | Сход | 11 | Сход | 5 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 4 | 8 | ||||||
2002 | EJ12 Honda V10 B |
АВС | МАЗ | БРА | САН | ИСП | АВТ | МОН | КАН | ЕВР | ВЕЛ | ФРА | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | США | ЯПО | 9 | 6 | |||
Физикелла | Сход | 13 | Сход | Сход | Сход | 5 | 5 | 5 | Сход | 7 | НС | Сход | 6 | Сход | 8 | 7 | Сход | ||||||
Сато | Сход | 9 | 9 | Сход | Сход | Сход | Сход | 10 | 16 | Сход | Сход | 8 | 10 | 11 | 12 | 11 | 5 | ||||||
2003 | EJ13 Ford Cosworth V10 B |
АВС | МАЗ | БРА | САН | ИСП | АВТ | МОН | КАН | ЕВР | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ИТА | США | ЯПО | 13 | 9 | ||||
Физикелла | 12 | Сход | 1 | 15 | Сход | Сход | 10 | Сход | 12 | Сход | Сход | 13 | Сход | 10 | 7 | Сход | |||||||
Фёрман | Сход | 10 | Сход | Сход | 8 | 11 | 12 | Сход | 11 | 15 | 13 | Сход | НС | НС | Сход | 14 | |||||||
Баумгартнер | Сход | 11 | |||||||||||||||||||||
2004 | EJ14 Ford Cosworth V10 B |
АВС | МАЗ | БАХ | САН | ИСП | МОН | ЕВР | КАН | США | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | БЕЛ | ИТА | КИТ | ЯПО | БРА | 5 | 9 | ||
Хайдфельд | Сход | Сход | 15 | Сход | Сход | 7 | 10 | 8 | Сход | 16 | 15 | Сход | 12 | 11 | 14 | 13 | 13 | Сход | |||||
Пантано | 14 | 13 | 16 | Сход | Сход | Сход | 13 | Сход | 17 | Сход | 15 | Сход | Сход | Сход | |||||||||
Глок | 7 | 15 | 15 | 15 | |||||||||||||||||||
2005 | EJ15/B Toyota V10 B |
АВС | МАЗ | БАХ | САН | ИСП | МОН | ЕВР | КАН | США | ФРА | ВЕЛ | ГЕР | ВЕН | ТУЦ | ИТА | БЕЛ | БРА | ЯПО | КИТ | 12 | 9 | |
Монтейро | 16 | 12 | 10 | 13 | 12 | 13 | 15 | 10 | 3 | 13 | 17 | 17 | 13 | 15 | 17 | 8 | Сход | 13 | 11 | ||||
Картикаян | 15 | 11 | Сход | 12 | 13 | Сход | 16 | Сход | 4 | 15 | Сход | 16 | 12 | 14 | 20 | 11 | 15 | 15 | Сход |
Jordan GP | |
---|---|
Основатель: |
Jordan grand prix ej-10, jordan grand prix 10 th birthday, jordan grand prix, jordan grand prix the history in pictures.
Замкова гора, 4-й механизированный корпус (1-го формирования), Категория:Компании, основанные в 1759 году, Медицинский журнал Новой Англии.