14-07-2023
Религии адыгов
Древняя религия адыгов (черкесов) представляет собой монотеизм со стройной системой почитания Единого бога Тха, Тхашхо (Тхьэшхуэ).
Данная религия легла в основу философско-этического учения Хабзэ, регулирующего многие аспекты жизни адыгов, и определяющего отношения человека к человеку, к окружающему миру, к богу.
Тхьэ (Тхьэшхуэ) — создатель мира и его законов, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Тхьэ не вмешивается в повседневную жизнь, предоставляя человеку свободу выбора. Тхьэ не имеет какого-либо образа, он вездесущ, его присутствие рассеяно по всему миру. В гимнах Тхьэ именуется «тот у кого все просят, который сам никого не просящий», "единственный источник надежды", «источник всех истинных даров».
Согласно адыгским (черкесским) космогоническим текстам, мир начался с первоначального вмешательства — строительства его сетью (Хъы). После этого объекты мира образовывались естественным путем, развиваясь по внутренним законам.
Почитание и благоговейное отношение к Тхьэ, просьбы к нему выражаются через обряды и ритуалы — ТхьэлъэIу (просьба к Тхьэ), Хъуэхъу (гимны-молитвы). Для проведения Тхьэлъэlу нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщl). Обряды проводятся в особых местах, чаще всего это живописные рощи — Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз. Кроме их основного названия, используют метафорическое — чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают). Место ТхьэлъэIупэ отмечается символом в виде буквы «Т». Обряды проводят старшие в роду, общине, селении.
Важным элементом черкесской религиозной системы является вера в Души (Псэ) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков. Понятие физических страданий или наслаждений в загробном мире (Хьэдрыхэ) отсутствует — есть духовное удовлетворение или муки раскаяния Души за свой жизненный путь перед собой и перед лицом предков. Поэтому задачей земного существования человека является Совершенствование Духа — сохранение чести (Напэ), проявление сострадания (Гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (Псапэ), что, наряду с доблестью, отвагой воина, позволяет Душе человека после смерти присоединиться к Душам предков с чистой совестью (Напэ Хужькlэ).
Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают тризны (Хьэдэlус), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (Жьэрымэ), раздача её для поминания душ умерших[1].
Историческим свидетельством монотеизма у адыгов (черкесов) зафиксированы например в начале 19 века, в записях Л. Я. Люлье, который писал,[2][3] -
"… черкесы прибрежные имеют верования в единство Бога, в бессмертие души и в будущую жизнь, в которой воздается каждому по делам его земной жизни…
Из записанного видно, что жители морского прибрежья и горных ущелий, отчасти происхождения Натухайского, Шапсугского и даже Абадзехского, не имеют определенных религиозных понятий, но веруют, однако, в единство высшего существа, создателя Вселенной.
Понятия черкесов в некоторых случаях имеют сходство с понятиями древних скандинавов: так, например, в старых легендах упоминается о великанах и пигмеях, которых черкесы, будто бы, застали при приходе своем на теперешние земли и коих род впоследствии истребился; точно тоже в рассказах скандинавских говорится о некотором муже по имени Нор в стране великанов: на черкесском языке слово народ обозначает «богатырь». Имя Тор, которое живёт ещё у обитателей Исландии, обозначает бога силы, владетеля Перун; у черкесов и теперь бога называют тга и тгар. Подобное сближение требует филологического исследования.
Обряд воздушного погребения у адыгов зафиксирован как в древних сказаниях, так и в сообщениях иностранных путешественников, как например :
У них (у черкесов) есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным. Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должен быть святой.
Совершив разные обряды, сказители собирают народ к изголовью умершего. Это — удивительное и редкостное зрелище. После этого они помещают умерших в специальной раке на ветвях большого дерева в горах. ...
В то время И. Шильтбергер писал:
"Земля черкесов населена христианами, исповедующими греческую веру. По греческому вероучению служат Богу на языках ясском или асском, и зихском или черкесском" (Источник — Виноградов И. Преосвященный Иеремия. Нижний Новгород, 1886).
Католичество распространялось на черноморском побережье Черкесии во времена существования генуэзских (итальянских) торговых городков и даже сформировалась этноконфессиональная группа черкесского народа исповедующих католичество и названных Френккардаши.
На востоке Черкесии одним из центров католичества была шотландская колония в Кабарде - в селении Каррас (совр. г. Иноземцево) .
Взаимодействие адыгов и древних греков восходит ко временам ранней античности. Известно, что адыги принимали участие в Олимпийских играх.
Древнегреческие города-полисы располагались на территории черноморского побережья, занимаемого адыгами, в силу чего происходило взаимное влияние мифологий. Так, в древнегреческой мифологии прослеживаются адыгские параллели (миф о Прометее, прикованном к г. Эльбрус, и т. д.). Аналогично, и в черкесской мифологии существуют греческие параллели.
Однако наиболее значительное греческое влияние на мифологию адыгов происходило во времена расцвета Византийской (греческой) империи.
Отмечая этот неоспоримый факт, исследователи, в то же время, проводили иногда слишком прямые параллели между мифологией адыгов и греков.
Так, в начале 19 века, Л. Я. Люлье, исследовав бытующие у адыгов (черкесов) верования, обряды и предрассудки, составил список богов адыгов[6][7] и затем записал -
- «… гостеприимство, смешанное с религиозными понятиями, любовью к родине и старыми предрассудками, есть характеристическая черта нравов горцев препятствующая и поныне окончательному водворению у них исламизма».
— Л. Я. Люлье. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов
Явные параллели прослеживаются между адыгским Мазытхьэ и греческим Паном, под воздействием которого изначально женский мифологический образ Мэзгуаше (Мэзгуащэ) трансформировался в мужской — Мэзытхьэ. Не упомянутая у Люлье черкесская мифологическая покровительница пчеловодства Мелисса сохранила даже греческое имя — «мелисса» по-гречески означает «пчела».
Но в ряде случаев сопоставления Люлье носят искусственный характер (Зекlуэтхьэ — Марс, Хенегуаш — Наяда, Кодес — Нептун, Хетегуаш — Помона).
Однако и в период упадка христианства у адыгов продолжала устойчиво сохраняться вера в Единого бога Тхьэ. В середине XIX века, специально исследовавший этот вопрос Э. Спенсер, отмечал:
- «Главными постулатами в вере жителей Западного Кавказа являются — прочная вера в единого Бога, верховного и могущественного, и в бессмертие души, которая, они убеждены, будет переведена в другой мир, местопребывание их отцов.
- Подобно магометанам, они не представляют Божество в какой-либо видимой форме, но определяют его как создателя всех вещей, чей дух рассеян во всем Космосе.
- Кроме единого вечного Бога, они верят в существование нескольких низших существ, или святых, которым Великий Дух, Тха, передал власть над такими земными вещами, которые он считает слишком незначительными для его внушающего страх контроля… Некоторые из них представляются особенным символом; но они не поклоняются им иначе, кроме как промежуточному объекту.
- На сей счет я произвел строгий опрос и обнаружил, что все мои информаторы согласились с этим мнением, и подтвердили то, что я слышал до этого от нескольких русских офицеров, которые в течение многих лет были связаны с черкесами….
- Это поклонение должно считаться разновидностью поклонения строгого протестанта и столь же строгого мусульманина».
— Э. Спенсер. Путешествия в Черкесию, 1839 г.
Зихи, сугды, саниги и касоги исповедовали христианство византийского толка; имели собственные авторитетные кафедры.
«Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем — черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашей расы».
«Суть дела в том, что по истине на титул султана имеет право только владетель Египта, да поможет ему Бог; он теперь стоит выше всех царей и самый благородный из них,…»
«Единственное вероисповедание черкесских племен — есть магометанское, суннитской секты. Беспокойный образ жизни черкесов причина тому, что они слабо исполняют обряды, сею религией предписываемые, хотя и многие из них готовы отдать жизнь за малейшее оскорбление своего исповедания. Случалось мне видеть между ними людей, превосходящих и самих турков религиозным фанатизмом и прилежанием к исполнению правил вероисповедания, которым духовенство учит их».
«Адиль-Гирей Атажукин с эфендием Исхаком Абуковым, бывший сам в молодые годы муллой, ввел между кабардинским народом шариат, по которому преступники все без изъятия (то есть без различия сословной принадлежности), по степени важности преступления, подвергались смертной казни и телесному наказанию. Установление этого положения принесло большую пользу народу; каждый боялся совершить что-либо противозаконное».
Важную роль в шариатской реформе в Черкесии, сыграли 40-х годах XIX в. три наиба Шамиля: Хаджи-Мухаммед, Сулейман-Эфенди и Мухаммед-Амин.
«Наша первая обязанность есть строгое выполнение шариата. Всякое другое учение должно быть оставлено и отвергнуто, все преступления должны быть судимы не иначе, как по Корану».
С того времени, как черкесы приняли закон Магомета, хотя и водворился новый род идей между ними, но не совершенно забыты и прежде существовавшие предрассудки. В особенности в полной силе существуют убеждения во вредном влиянии дурного глаза. Черкесы утверждают, что есть семейства, в которых дурной глаз родовой и передается из поколения в поколение. Для предохранения себя от такого влияния у черкесов-магометан существует обыкновение носить на себе, навешивать на детей и привязывать к уздам любимых лошадей стихи из Корана, зашитые в кусочек сафьяна, а в старину стихи Корана заменялись кусочками дерева, в которое ударяла молния.
Говорят, что их женщины являются великими волшебницами и применяют свое ремесло очень охотно. Они вызывают ветер и заставляют море штормить, творя кораблекрушения, ибо у них нет хороших гаваней. Когда я путешествовал по этим землям и вокруг них, я убедился, что эти сплетни являются правдой. Волшебные силы повергли море в неистовство, особенно ночью. Но наши молитвы и святые помогли нам одолеть эти силы.
С его сообщением перекликаются и следующие сведения, записанные через 430 лет[2][3] :
Находясь в 1836 году в Екатеринодаре, я узнал, что у соседского народа хамышейцев, коих аулы видны за Кубанью, умы были встревожены от появления разных болезней, приписываемых уддам (ведьмам), что был вызван цысюе (Ведун) и что инквизиционная комиссия переходила из аула в аул для розыска виновных. Во время пребывания моего в горах я знал одно семейство, которого род был цысюе и находился с ним в сношениях. Оно до сих пор проживает в приморской долине Бзыд, прозывается Хутиноко и принадлежит к поколению Тлечас (Тлехас).— Л.Я. Люлье. Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкесов
Этнонимы и субэтносы абхазо-адыгских народов | ||
---|---|---|
Устаревшие этнонимы | Гениохи | Зихи ( Зиги, Зюхи, Джики ) | Каски | Касоги | Черкесы ( Черкасы ) | Меоты ( Дандарии | Синды | Досхи, Тореты (или Тореаты) | Агры | Аррехи Тарпеты | Обидиакены | Ситтакены | Аспургиане ) | Керкеты | |
Субэтносы абхазов | Абжуйцы | Аибга | Ахчипсы | Бзыпцы | Гумцы | Псхувцы | Садзы | Самурзаканцы | Цабальцы | Дальцы | Цвыджи | Абхазские негры | |
Субэтносы адыгов | Кабардинцы | Черкесы | Шапсуги (в том числе хакучи) | Адыгейцы ( Абадзехи, Адамийцы, Бесленеевцы, Бжедуги, Егерукаевцы, Мамхеги, Махошевцы, Натухайцы, Хегайки, Хатукайцы, Темиргоевцы, Тубинцы, Жанеевцы, Гуайе, Чебсин, Адале ) | Френккардаши | |
Субэтносы абазин | Ашхаруа (Шкаруа) | Тапанта (Ашуа) ( Башилбаевцы, Баракаевцы, Баговцы, Дудароковцы, Тамовцы, Лоовцы, Кизилбековцы, Шахгиреевцы ) | |
Субэтносы убыхов | Субешх | Хизе | Вардане | Псахе | Саше | Соча | |
Информация по диаспорам : в Турции, в Сирии, в Ливии, в Египте, в Иордании, в Израиле |
Дольменная культура | |
---|---|
Формы проявления : | Дольмен | Дольмены С-З Кавказа |Дольмен-Святилище| Чашечный камень | Мегалитический комплекс | Кромлех (Менгиры) | Каменный ящик | Ацангуара| Гробница |
Типы дольменов : | Монолитный | Составной | Корытообразный | Ложнопортальный | Плиточный |
Уникальные объекты : | Волконский | Псенако I | Ацангуара | Кудепстинский камень| Нальчикская гробница | Кишпекская гробница | Сердце-камень | Шапсугский треугольник |
Уникальные поселения : | Дегуакское | поселения в Воронцовской системе пещер |
Исследователи : | В. И. Марквин | П. С. Паллас | Тебу де Мариньи | Белл, Джеймс | А. С. Уваров | В. Р. Эрлих | Н. В. Анфимов | А. М. Лесков | Б. Н. Граков | А. Д. Резепкин | А. Д. Столяр |
См. также: Майкопская культура | Меотская культура |
Религии адыгов.