Progulki-po-reke-moskwa.ru

прогулки на теплоходе по Москве реке

Самарский троллейбус

14-10-2023

Самарский троллейбус
Троллейбусная система
Страна

 Россия

Город

Самара

Дата открытия

6 ноября 1942

Количество маршрутов

14(15)

Количество троллейбусных парков

2(3)

Количество троллейбусов

~260

Модели эксплуатируемых троллейбусов

ЗиУ-682 и ЗиУ-683 (разных модификаций), СЗТМ ЗиУ-682, АКСМ-101, БТЗ-5276-04, ВЗТМ ЗиУ-682

Компания-перевозчик

МП Самарское трамвайно-троллейбусное управление

Самарский троллейбус (до 1991 года Куйбышевский троллейбус) был запущен в эксплуатацию 6 ноября 1942 года. Решение о строительстве первой линии «Ж/д вокзал — площадь Революции» протяженностью 6,5 км было принято 27 июня 1942 г. Куйбышевским горсоветом. Движение открывали троллейбусы ЯТБ-2, эвакуированные в 1941 году из Москвы.

В 2009 году в Самаре действует 15 троллейбусных маршрутов. Перевозки осуществляются 257 пассажирскими троллейбусами, большую часть из которых составляют машины ЗиУ-682 производства Завода им. Урицкого (г. Энгельс Саратовской области). Кроме того, имеются троллейбусы АКСМ-101А производства ПО «Белкоммунмаш» (г. Минск, Белоруссия), СЗТМ ЗиУ-682 производства Самарского завода транспортного машиностроения, БТЗ-5276 производства Башкирского троллейбусного завода (г. Уфа), а также ВЗТМ ЗиУ-682 производства Волгоградского завода.

В городе работают три депо: № 1, № 2 и № 3. В 1970 году путем объединения первого и второго депо было создано Объединенное троллейбусное депо. Депо № 1 стало первым отделением ОТД, а депо № 2 — вторым отделением.

Троллейбусная сеть имеет значительное развитие в районах с наибольшим пассажиропотоком, поэтому троллейбус является важным для города видом транспорта.

Стоимость проезда в троллейбусах с 1 января 2010 г. составляет 12 рублей при оплате по транспортной карте, 7 рублей при оплате по карте школьника или карте студента, 15 рублей — наличными.

Содержание

Хронология

  • Октябрь 1941 г. — в Куйбышеве, на стадионе «Локомотив» организована так называемая эвакобаза. Из Москвы в Куйбышев было эвакуировано в общей сложности 105 троллейбусов ЯТБ-1, ЯТБ-2 и ЯТБ-4, а также поезда метрополитена.
  • 27 июня 1942 г. — по решению Куйбышевского горсовета началось строительство первой очереди троллейбуса по маршруту от Железнодорожного вокзала по улицам Льва Толстого и Куйбышева до Площади Революции протяженностью 6,5 км. Завершение работ намечалось приурочить к 25-й годовщине Октябрьской революции.
  • Октябрь 1942 г. — из 10 старых изношенных троллейбусов ЯТБ-2, выделенных городу с эвакобазы, своими силами укомплектованы 5 пассажирских машин, и одна машина превращена в техпомощь с вышкой. Остальные троллейбусы с эвакобазы позднее были частично возвращены в Москву, частично переданы в другие города. На привокзальной площади была установлена списанная неходовая машина, в которой была устроена диспетчерская, а у входа на пешеходный мост была вырыта смотровая яма. В барачном помещении стадиона «Локомотив» была выделена комната, в которой разместилась троллейбусная служба и где инженер московского троллейбуса А. Хмелев и московские водители проводили занятия с будущими водителями куйбышевского троллейбуса. Практику вождения они проходили в Москве.
  • 3 ноября 1942 г. — завершен монтаж контактной сети. Из-за катастрофической нехватки материалов линия была сделана однопутной, с разворотными кругами на концах. Вместо металлических опор контактной сети были установлены сдвоенные деревянные. Для растяжек, вместо стального троса и семафорной проволоки, была использована железная проволока. Арматуру изготовили Завод им. Масленникова и Вагоноремонтные мастерские трамвайного парка. Питание линии осуществлялось от трамвайной тяговой подстанции.
  • 6 ноября 1942 г. — после краткого митинга была перерезана красная лента, в 10 часов 21 минуту в сеть подали напряжение, и троллейбус отправился в первый рейс. В салоне ехали члены приемочной комиссии, а также строители, монтажники, электрики. Рейс до Площади Революции занял 30 минут. Через 2 часа троллейбус уже принял первых пассажиров. Регулярное движение по однопутной линии осуществлялось всего шесть дней — с 11 по 16 ноября. С 16 ноября по 3 декабря троллейбус не работал — производился монтаж второй ветки троллейбусной контактной сети.
  • 4 декабря 1942 г. — началась постоянная эксплуатация троллейбуса. По двухпутной линии курсировали 4 машины ЯТБ-2 с интервалами 10-12 минут. Длительность рейса в одну сторону уменьшилась до 18-20 минут. Так как депо ещё не было, все машины на ночь оставались стоять на трассе линии в районе вокзала.
  • Декабрь 1945 г. — в здании напротив стадиона «Динамо» (на углу ул. Л. Толстого и ул. Братьев Коростелевых) выделено временное помещение для гаража. В здании был пробит проем и сделаны двустворчатые ворота. Внутри была вырыта яма, стены и пол которой укрепили старыми шпалами. Ночная стоянка троллейбусов также была перенесена — теперь машины стояли вдоль ул. Льва Толстого.
  • 28 января 1948 г. — на линию вышли первые два троллейбуса модели МТБ-82 производства Тушинского авиазавода № 82. Позднее троллейбусы этой модели стали поступать с Завода им. Урицкого.
  • 1950 г. — начато строительство первого троллейбусного депо в квартале улиц Буянова, Маяковского, Мичурина, Чкалова.
  • Май �1955 г. — составлен проект строительства новой троллейбусной линии длиной около 20 км из города в Кировский район, а также развитие троллейбусной сети внутри района. Строительство первой линии этого проекта началось в июле 1955 г.
  • 5 ноября 1956 г. — открыто первое троллейбусное депо (ныне — отделение № 1 Объединенного троллейбусного депо) на 50 машин.
  • 6 ноября 1959 г. — сдана в эксплуатацию первая очередь Троллейбусного депо № 2 на 50 машин в Советском районе, рядом с Кировским трамвайным депо. Кроме того, открыта троллейбусная линия длиной 8,6 км в Куйбышевском районе — от Кинотеатра «Прогресс» (ныне — конечная станция «Хлебозавод № 3») до поселка Нефтяников (116-й км). По линии запущен маршрут № 6 «Площадь Революции — ул. Грозненская».
  • 1961 г. — с Завода им. Урицкого в город начали поступать троллейбусы новой модели ЗиУ-5.
  • 1970 г. — Троллейбусные депо № 1 и № 2 стали соответственно 1-м и 2-м отделениями Объединенного троллейбусного депо.
  • Сентябрь 1972 г. — с Завода им. Урицкого в Депо № 1 поступили первые два троллейбуса новой трехдверной модели ЗиУ-682.
  • 17 мая 1978 г. — сдано в эксплуатацию Троллейбусное депо № 3 на 150 машин в 11-м микрорайоне на ул. Фадеева.
  • Декабрь 1986 г. — началась эксплуатация первого троллейбусного поезда из двух машин ЗиУ-682, работающих по системе многих единиц, на маршруте № 2 в часы «пик».
  • Апрель 1991 г. — в Депо № 3 поступил первый сочлененный троллейбус ЗиУ-683Б00 с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ). После обкатки машина, получившая бортовой номер 3143, стала работать на 17-м маршруте. Позже было получено ещё две таких машины, а в 1992 г. — ещё две, но уже с реостатно-контакторной системой управления (РКСУ).
  • Октябрь 1991 г. — первый троллейбус производства Самарского завода транспортного машиностроения (СЗТМ) — «Самара» — передан для эксплуатации во 2-е депо.
  • Август 1995 г. — в Троллейбусном депо № 3 (а позднее и в 1-м отделении Объединенного депо) началось освоение своими силами капитально-восстановительного ремонта (КВР) отслуживших свой срок троллейбусов.
  • Июль 1997 г. — на линию вышли два новых троллейбуса АКСМ-101А производства Минского завода «Белкоммунмаш». Они поступили в 1-е отделение Объединенного депо и получили номера 896 и 897.
  • 2001 г. — расформирован последний троллейбусный поезд.
  • Ноябрь 2003 г. — освоен капитальный ремонт троллейбусов с заменой кузова. Первые два кузова модели БТЗ-5276.04 производства ОАО «Башкирский троллейбусный завод» получили машины 824 в Объединенном депо и 3178 в Депо № 3. У новых машин часть тягового электрооборудования вынесена на крышу, что повышает надежность его работы и безопасность для пассажиров.
  • Октябрь 2011 г. — реконструкция троллейбусного кольца на ул. Советской Армии, благодаря которой, появилась возможность продлить 15 маршрут до Железнодорожного вокзала.

Маршруты

12 основных; 1 короткий; 1 экспериментальный.

№ маршрута Начало маршрута Конец маршрута Маршрут движения Примечание
4 Завод "Металлург" Железнодорожный вокзал По просп.Металлургов, ул.Каховской, Ремесленному пер., просп.Кирова, Московскому шоссе, просп.Масленникова, ул.Мичурина, ул.Чкалова, ул.Буянова (обр.-Коммунистическая ул.), ул.Маяковского, ул.Агибалова, ул.Льва Толстого (обратно Никитинская пл.), Спортивная ул.
Завод "Металлург" Барбошина поляна[1] По просп.Металлургов,ул.Каховской,Ремесленному пер.,просп.Кирова. Работает только по рабочим дням в часы «пик».
6 Губернский рынок ул. Грозненская По ул.Куйбышева, ул.Пионерской, ул.Алексея Толстого, ул.Крупской, ул.Водникова, Самарскому мосту, ул.Главной, ул.Шоссейной, Кряжскому шоссе, Новокуйбышевскому шоссе, Пугачевскому тракту, ул.Бакинской (обратно.-ул.Грозненская, Фасадная ул.)
7 Завод "Металлург" Стахановская По просп.Металлургов, ул.Каховской, ул.Вольской, ул.Воронежской (обр.-ул.Калинина), ул.Победы, 1-му Безымянному пер.
8 Барбошина поляна Завод «Экран» По просп.Кирова по выходным дням каждый третий рейс следует от Барбошиной Поляны до Стахановской - по просп.Кирова, ул.Вольской, ул.Воронежской (обр.-ул.Калинина), ул.Победы, 1-му Безымянному пер.
10 ДК "Мир" завод Кабелей Связи По Заводскому шоссе и ул.Кабельной
12 Завод «Экран» Железнодорожный вокзал По просп.Кирова, Московскому шоссе, ул.Московской, ул.Коммунистической, ул.Агибалова.
13 Завод «Экран» Кинотеатр «Шипка» По просп.Кирова, ул.Стара-Загора.
15 Завод "Металлург" Железнодорожный вокзал По просп.Металлургов, ул.Каховской, ул.Вольской, ул.Антонова-Овсеенко, ул. Авроры, Московскому шоссе, просп.Масленникова, ул.Мичурина, ул.Чкалова, ул.Буянова (обр.-Коммунистическая ул.), ул.Маяковского, ул.Агибалова (обр.-Спортивная ул.) Изменен с 15.10.11
16 Губернский рынок Речной вокзал По ул.Агибалова (обр.-Спортивная ул.), ул.Льва Толстого, ул.Братьев Коростелевых, ул.Ленинградской, ул.Самарской, ул.Некрасовской, ул.Куйбышева, ул.Пионерской, ул.Алексея Толстого, ул.Крупской, ул.Водников, ул.Комсомольской, ул.Максима Горького. Изменен с 15.10.11
17 15-й микрорайон Железнодорожный вокзал По Березовой аллее, просп.Карла Маркса, ул.Алма-Атинской (обратно по внутреннему проезду 15-го микрорайона), ул.Стара-Загоры, XXII партсъезда, Московскому шоссе, ул.Московской, ул.Коммунистической, ул.Агибалова, ул.Льва Толстого (обратно Никитинская пл.), ул.Спортивная
18 15-й микрорайон Завод «Экран» По Берёзовой аллее, просп.Карла Маркса, ул.Алма-Атинской (обр.-Березовая аллея), ул.Стара-Загоры, просп.Кирова. Работает в часы «пик»
19 Барбошина поляна Ново-Садовая улица По просп.Кирова, ул.Стара-Загоры, XXII Партсъезда, Московскому шоссе, просп.Масленникова.
20 Железнодорожный вокзал Безымянский рынок По ул.Спортивной (обр.-ул.Агибалова), Никитинской пл., Коммунистической ул., Московской ул., Московскому шоссе, ул. 22-го Партсъезда, ул. Стара-Загора, просп.Кирова, ул.Победы, ул. Калинина, ул. Вольская Экспериментальный. Работает с 6.12.11.

Ликвидированы маршруты № 1 (~1999), 2 (6 октября 2011), 3 (Июнь 2008), 5 (январь 2010)[2], 9 (1983), 11 (16 мая 2008), 14 (18 января 1982), 20 (3 декабря 1987), А (27 октября 1970), Б (27 октября 1970).

Подвижной состав

По состоянию на сентябрь 2006 года в Самаре имеется 260 троллейбусов. Из них 252 пассажирских и 8 служебных. В эксплуатации находятся троллейбусы следующих моделей: ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г0Р, ЗиУ-682Г0М, сочлененные ЗиУ-683Б00 и ЗиУ-683В01, а также СЗТМ ЗиУ-682, АКСМ-101А, БТЗ-5276-04, ВЗТМ ЗиУ-682 и грузовые троллейбусы КТГ-1 и КТГ-2. В 1-м отделении Объединенного депо и в Депо № 3 налажен капитальный ремонт троллейбусов.

Троллейбусы Объединенного депо имеют сине-белую стандартную окраску, троллейбусы Депо № 3 — красно-белую. Исключение составляют относительно новые троллейбусы, имеющие заводскую окраску, либо специально окрашенные по заводской схеме.

С 1986 по 2001 гг. в Самаре эксплуатировались троллейбусные поезда — сцепки из двух троллейбусов ЗиУ-682, работающих по системе многих единиц (СМЕ). В разное время в городе также работали троллейбусы ЯТБ-1, ЯТБ-2, МТБ-82, МТБ-82Д, ЗиУ-5.

Троллейбусные депо

  • Троллейбусное депо № 1

(В 1970 г. — 2011 г. — Объединенное троллейбусное депо, отделение № 1)

Введено в эксплуатацию в 1956 г. Расширено в 1964 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 4, 6, 12, 15, 16, 17, 20
Подвижной состав: ЗиУ-682, СЗТМ ЗиУ-682, АКСМ-101А, БТЗ-5276.04, ВЗТМ ЗиУ-682
Нумерация троллейбусов — трехзначная, вида 7хх, 8хх, 9хх
Адрес: 443030, г. Самара, ул. Чкалова, 91
В депо производится капитальный ремонт троллейбусов.


  • Троллейбусное депо № 2

(В 1970 г. — 2011 г. — Объединенное троллейбусное депо, отделение № 2)
Введено в эксплуатацию в 1959—1960 гг. Расширено в 1968 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 4, 4к, 7, 8, 10, 15
Подвижной состав: ЗиУ-682, СЗТМ ЗиУ-682, БТЗ-5276.04
Нумерация троллейбусов — двухзначная (исключение — троллейбусы 632, 811, 817, 821, 840, 844)
Адрес: 443083, г. Самара, ул. Физкультурная, 1А

  • Троллейбусное депо № 3

Введено в эксплуатацию в 1978 г.
Обслуживает троллейбусные маршруты: 12, 13, 17, 18, 19
Подвижной состав: ЗиУ-682, ЗиУ-683, СЗТМ ЗиУ-682, БТЗ-5276.04, ВЗТМ ЗиУ-682
Нумерация троллейбусов — четырёхзначная, вида 30хх (служебные), 31хх, 32хх
Адрес: 443111, г. Самара, ул. Фадеева, 38
В депо производится капитальный ремонт троллейбусов.

Примечания

  1. Переименована распоряжением Департамента транспорта Администрации городского округа Самара от 20.08.2007 № 15РД «О переименовании остановочных пунктов общественного транспорта» (прежнее название — «Поляна имени Фрунзе»).
  2. Самара троллейбус 5 — Общественный транспорт Самарской области

Ссылки

  • Сайт «Общественный транспорт Самарской области»: Троллейбусы
  • Фотографии самарских троллейбусов на сайте А. Оландера
  • об истории самарского троллейбуса

Самарский троллейбус.

© 2021–2023 progulki-po-reke-moskwa.ru, Россия, Нальчик, ул. Терская 11, +7 (8662) 65-82-84