22-10-2023
Томский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
8 |
Длина контактной сети |
120,85 км[1] |
Общая длина маршрутов |
82,4 км[2] |
Количество троллейбусов |
97 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
ЗиУ-682В, ЗиУ-682Г, ЗиУ-683В, АСКМ-101, ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-5280-03, Тролза-5275-05, Тролза 5275М-05, БКМ-321. |
Стоимость проезда |
7 рублей |
Компания-перевозчик |
ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» |
Сайт компании |
ttu.tomsk.ru |
То́мский тролле́йбус — система троллейбусного движения в Томске. Была открыта 5 ноября 1967 года. Протяжённость одиночного контактного провода — 120,85 км[1], длина линий — 82,4 км[2]. В настоящее время в городе имеется 8 маршрутов, на которых по состоянию на декабрь 2011 года эксплуатируется 97 троллейбусов. Весь парк обслуживает одно троллейбусное депо.
Эксплуатирует троллейбус Томское городское унитарное муниципальное предприятие «Трамвайно-троллейбусное управление».
Содержание |
Использована информация из книги Яковлева Я. А. «Рассказы о Томском электротранспорте»
Проектное задание первой троллейбусной линии было разработано в 1960 году. Оно предусматривало монтаж контактной сети по пр. Ленина от Лагерного сада до ул. Пермской (ныне ул. 5 Армии) — длина 7,95 км по центральной оси и по пр. Фрунзе от пр. Ленина до троллейбусного депо — длина 3.8 км. Монтаж контактной сети начался в мае 1967 года. В октябре на испытание трассы и обкатку троллейбусов прибыли водители из Новосибирска и Красноярска. 5 ноября 1967 года был открыт маршрут № 1: Лагерный сад — пл. Ленина. После полного завершения работ I очереди, 27 декабря 1967 года введен в эксплуатацию маршрут № 2: Троллейбусное депо — Черемошники.
Проектом II очереди предусматривалось строительство по пер. 1905 года, Кузнечному взвозу, пл. Соляной, ул. Пушкина и Иркутскому тракту — 10,5 км. Работы велись в 1968-69 гг. Путепровод через железнодорожные пути, соединяющий ул. Пушкина и Иркутский тракт, был построен всего за 4 месяца. 2 ноября 1968 года маршрут № 1 был продлен до остановки Черёмушки. В следующем году маршрут № 1 был продлен до Приборного завода.
Трасса III очереди была проложена в 1969 году от пр. Ленина по пр. Кирова до его пересечения с ул. Красноармейской и далее по ул. Красноармейской до пл. Южной — длина 2,75 км 29 августа 1969 года был открыт маршрут № 3: пл. Южная — пл. Ленина.
Работы IV очереди проводились в 1970 году, трасса длиной 1,8 км была проложена по пр. Кирова от ул. Красноармейской до вокзала «Томск-I» . 26 октября 1970 года был открыт маршрут № 4: Вокзал «Томск-I» — пл. Ленина.
V очередь строительства предусматривала монтаж контактной сети на двух участках: от Иркутского тракта по улицам 1-ой Рабочей, Рабочей, Новосибирской, Сергея Лазо до ДК «Авангард» — длина 3,6 км и по ул. Бела Куна от ДК «Авангард» до Иркутского тракта — длина 1,2 км. Из-за большого объема работ, в 1971 году два участка трассы еще не были заасфальтированы. Тем не менее, 4 декабря началась ее обкатка, а 1 января 1972 года до ДК «Авангард» был продлен маршрут № 3. Окончательно он был введен в эксплуатацию после завершения работ на трассе в ноябре 1972 года. В 1972 году был завершён монтаж контактной сети по ул. Бела Куна и на несколько лет маршрут № 3 был продлен до ее пересечения с Иркутским трактом. Позже он вновь был укорочен до ДК «Авангард» . С 1 сентября 1981 года по этому участку начал работу маршрут № 5: Восточная (Приборный завод) — ДК «Авангард». После прекращения дотирования приборным заводом, маршрут № 5 законсервирован с 16 мая 1992 года.
Проектом VI очереди предусматривалась постройка двух участков: от пр. Ленина по ул. Дальне-Ключевской, пр. Мира, ул. 79-й гвардейской дивизии до кольца на ул. Говорова — длина 3,0 км и по пр. Мира от ул. 79-й гвардейской дивизии до пересечения с ул. Смирнова. В 1976-77 годах был построен только первый участок. Движение по новой трассе было открыто в ноябре 1977 года, по ней от пл. Ленина был продлен маршрут № 4, связавший микрорайон Каштак с вокзалом «Томск-I».
В 1993 году была смонтирована линия по пр. Комсомольскому от пр. Фрунзе до пр. Кирова. 12 октября 1993 года был открыт маршрут № 7: Вокзал «Томск-I» — пл. Ленина, а 7 декабря того же года он был продлен до Приборного завода.
30 апреля 1994 года был открыт маршрут № 6: пл. Ленина — АРЗ. С 26 октября 1994 года маршрут приобрел свой современный вид: Троллейбусное депо — АРЗ.
9 декабря 1997 года был открыт маршрут № 8: пл. Южная — АРЗ.
В 1996 году произведен монтаж контактной сети по ул. Ивана Черных до областной клинической больницы, с 10 июня 1996 года сюда продлен маршрут № 3.
В 2009 году был произведен монтаж контактной сети на оставшемся участке Комсомольского проспекта от ул. Пушкина до пр. Фрунзе. По новому участку с 12 октября того же года пошли машины обновленного маршрута № 7, который до этого в течение трех лет почти не работал из-за износа техники, отбора потенциальных пассажиров маршрутками.[3]
В 2010 году монтируется контактная сеть по ул. 79 Гвардейской дивизии на участке от ул. Пушкина до кольца на пл. Жукова. По этому участку с 30 сентября ходят кольцевые маршруты № 4/5 [4]
С 1 декабря 2010 года в связи с многочисленными просьбами жителей микрорайона «Каштак-1» маршрут № 8 ходит до остановки ул. Говорова
С июня 2011 года в связи со строительством пушкинской развязки схемы измененным маршрутам 4 и 8 возвращены их прежние схемы. Маршрут № 5 временно отменен.
Неосуществленный проект — строительство линии к ТНХК (70-е годы).
В 1967 году открывали троллейбусное движение в Томске машины ЗиУ-5. За пять первых лет в связи с открытием новых маршрутов их поступило достаточно много: в 1967 году в парке насчитывалось 30 троллейбусов, в 1968 — 70, 1969 — 75, 1970—105, 1971 и 1972—132. Последние ЗиУ-5 списаны в 1983 году. В 1976 году были получены первые 3 троллейбуса ЗиУ-9 (682). С 1983 по 1993 год они были единственной моделью, эксплуатируемой в Томске. В 1983 году в Томск поступил (возможно, не один), троллейбус модификации ЗиУ-682В1 (известен № 238). В 1993 году город получил 2 сочлененных ЗиУ-683. В 1997 году пришли Белорусские АКСМ-101 в количестве 8 единиц. В 2003 году были закуплены по одному троллейбусу модели ЗИУ-682.016.02 (№ 355)и ЗиУ-682Г-017 (№ 356). В мае 2007 года в Томск пришли первые троллейбусы марки ЛиАЗ (модели 5280 и 52803). В июле этого же года было закуплено 2 троллейбуса Тролза-5275.05 "Оптима" [5][6]. В октябре-ноябре 2008 г. в Томск прибыло 10 троллейбусов «Тролза-Оптима» с новой транзисторной системой управления (ТиСУ) и бортовым компьютером. 5 декабря 2008 г. 7 новых машин вышло на городские маршруты. Всего до конца 2008 года пришло 13 таких троллейбусов.[7].
В настоящее время (декабрь 2011) в Томске эксплуатируется 97 троллейбусов, из них:
Износ парка троллейбусов можно оценить в 75 % (до поступления 10 троллейбусов ЛиАЗ износ парка оценивался в 90 %).
24 декабря 2001 года на линию вышел троллейбус ЗиУ-682Г № 326, прошедший модификацию в томском троллейбусном депо. Главное новшество — перенесение электрооборудования старого троллейбуса на крышу. Проект модификации был подготовлен в Санкт-Петербурге[9].
Номер | Модель | Зав. № | Год выпуска | Примечания |
---|---|---|---|---|
324 | ЗиУ-682Г [Г00] | 04964 | 1994 | модернизирован (2001) |
326 | ЗиУ-682Г [Г00] | 04977 | 1994 | модернизирован (2001) |
327 | ЗиУ-682Г [Г00] | 04911 | 1994 | |
332 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05334 | 1994 | |
333 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05946 | 1997 | |
334 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05964 | 1997 | |
335 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05932 | 1997 | |
336 | АКСМ-101 | 00294 | 1997 | Y3J101000V3670294 |
337 | АКСМ-101 | 00292 | 1997 | Y3J101000V3650292 |
338 | АКСМ-101 | 00308 | 1997 | Y3J101010V3840308 |
339 | АКСМ-101 | 00317 | 1997 | Y3J101000V3960317 |
340 | АКСМ-101 | 00316 | 1997 | Y3J101000V3950316 |
341 | АКСМ-101 | 00326 | 1997 | Y3J101010V4050326 |
342 | АКСМ-101 | 00325 | 1997 | Y3J101010V4040325 |
343 | АКСМ-101М | 00312 | 1997 | Y3J101000V3910312 |
347 | ЗиУ-682В | 2000 | КВР МТРЗ | |
348 | ЗиУ-682В | 2000 | КВР МТРЗ | |
350 | ЗиУ-682Г [Г0А] | 07219 | 2001 | |
351 | ЗиУ-682Г [Г0Р] | 07587 | 2001 | |
352 | ЗиУ-682Г [Г0А] | 07612 | 2002 | |
353 | ЗиУ-682Г [Г0А] | 07707 | 2002 | |
354 | ЗиУ-682Г [Г0Р] | 07734 | 2002 | |
355 | ЗиУ-682Г-016.02 | 07866 | 2002 | |
356 | ЗиУ-682Г [Г0Н] | 00037 | 2003 | |
357 | ЛиАЗ-5280 | 2007 | ||
358 | ЛиАЗ-5280 | 17208 | 2007 | |
359 | ЛиАЗ-5280 | 17218 | 2007 | |
360 | ЛиАЗ-5280 | 2007 | ||
361 | ЛиАЗ-5280 | 2007 | ||
362 | ЛиАЗ-5280 | 2007 | ||
363 | ЛиАЗ-5280 | 17379 | 2007 | |
364 | ЛиАЗ-5280 | 2007 | ||
365 | ЛиАЗ-52803 | 2007 | ||
366 | ЛиАЗ-52803 | 2007 | ||
367 | ТролЗа 5275.05 | 00258 | 2007 | |
368 | ТролЗа 5275.05 | 00259 | 2007 | |
369 | Тrolza-527505М | 09.2008 | ||
370 | Тrolza-527505М | 09.2008 | ||
371 | Тrolza-527505М | 10.2008 | ||
372 | Тrolza-527505М | 10.2008 | ||
373 | Тrolza-527505М | 10.2008 | ||
374 | Тrolza-527505М | 10.2008 | ||
375 | Тrolza-527505М | 80000376 | 10.2008 | |
376 | Тrolza-527505М | 11.2008 | ||
377 | Тrolza-527505М | 11.2008 | ||
378 | Тrolza-527505М | 11.2008 | ||
379 | Тrolza-527505М | 11.2008 | ||
380 | Тrolza-527505М | 11.2008 | ||
381 | Тrolza-527505М | 80000392 | 11.2008 | |
382 | АКСМ-321 | 11.2009 | ||
383 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
384 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
385 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
386 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
387 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
388 | АКСМ-321 | 12.2009 | ||
389 | АКСМ-321 | 01.2010 | ||
390 | АКСМ-321 | 01.2010 | ||
391 | АКСМ-321 | 01.2010 | ||
392 | АКСМ-321 | 01.2010 | ||
393 | АКСМ-321 | 01.2010 | ||
394 | АКСМ-321 | 2010 | ||
395 | АКСМ-321 | 2010 | ||
396 | АКСМ-321 | 2010 | ||
397 | АКСМ-321 | 2010 | ||
398 | АКСМ-321 | 2010 | ||
399 | АКСМ-321 | 2010 | ||
400 | АКСМ-321 | 2010 | ||
401 | АКСМ-321 | 2010 | ||
402 | АКСМ-321 | 2010 | ||
403 | АКСМ-321 | 2010 | ||
404 | АКСМ-321 | 2010 | ||
405 | АКСМ-321 | 2010 | ||
406 | АКСМ-321 | 2010 | ||
407 | АКСМ-321 | 2010 | ||
408 | АКСМ-321 | 2010 | ||
409 | АКСМ-321 | 2010 | ||
410 | АКСМ-321 | 2010 | ||
411 | АКСМ-321 | 2010 | ||
412 | АКСМ-321 | 2010 | ||
413 | АКСМ-321 | 2010 | ||
414 | АКСМ-321 | 2010 | ||
415 | АКСМ-321 | 2010 | ||
416 | АКСМ-321 | 2010 | ||
417 | АКСМ-321 | 2010 | ||
418 | АКСМ-321 | 2011 | ||
419 | АКСМ-321 | 2011 | ||
420 | АКСМ-321 | 2011 | ||
421 | АКСМ-321 | 2011 | ||
422 | АКСМ-321 | 2011 | ||
423 | АКСМ-321 | 2011 | ||
424 | АКСМ-321 | 2011 | ||
425 | АКСМ-321 | 2011 | ||
426 | АКСМ-321 | 2011 | ||
427 | АКСМ-321 | 2011 | ||
428 | АКСМ-321 | 2011 | ||
429 | АКСМ-321 | 2011 |
Номер | Модель | Зав. № | Год выпуска | Дата списания | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
185 | ЗИУ-682В | 1978 | март 2005 | ||
206 | ЗиУ-682В | 1983 | июль 2007 | ранее № 246 | |
215 | ЗиУ-682В | 16070 | 1981 | ||
219 | ЗиУ-682В | 1981 | февраль 2005 | ||
224 | ЗИУ-682В | 1982(?) | август 2005 | ||
226 | ЗиУ-682В | 17774 | фев.82 | ||
227 | ЗиУ-682В | 1982 | октябрь 2007 | ||
231 | ЗиУ-682В | 19399 | янв.83 | ||
233 | ЗиУ-682В | 19196 | янв.83 | может быть ЗиУ-682В1 | |
234 | ЗиУ-682В | янв.83 | ноябрь 2002 | ||
235 | ЗиУ-682В | янв.83 | ~ июль 2004 | ||
237 | ЗиУ-682В | 19401 | янв.83 | декабрь 2006 | |
238 | ЗиУ-682В1 | 19194 | янв.83 | 2003 | |
247 | ЗиУ-682В | 1983 | ~1997 | ||
248 | ЗиУ-682В | 1983 | ноябрь 2002 | ||
250 | ЗиУ-682В | дек.83 | |||
251 | ЗиУ-682В | дек.83 | июль 2005 | ||
252 | ЗиУ-682В | дек.83 | апрель 2005 | ||
253 | ЗиУ-682В | 21194 | дек.83 | ||
255 | ЗиУ-682В | 22255 | июн.84 | 2004 | |
256 | ЗиУ-682В | июн.84 | декабрь 2006 | ||
257 | ЗиУ-682В | 1981 | март 2010 | ранее № 215, 205 | |
258 | ЗиУ-682В | июн.84 | февраль 2002 | ||
259 | ЗиУ-682В | июн.84 | январь 2007 | ||
261 | ЗиУ-682В | дек.84 | ноябрь 2003 | ||
262 | ЗиУ-682В | 23292 | дек.84 | ||
263 | ЗиУ-682В | 23291 | дек.84 | октябрь 2006 | |
264 | ЗиУ-682В | 23288 | дек.84 | март 2005 | |
265 | ЗиУ-682В | 23295 | дек.84 | февраль 2007 | |
266 | ЗиУ-682В | мар.85 | июнь 2004 | ||
267 | ЗиУ-682В | 23631 | мар.85 | 21 апреля 2006 | |
269 | ЗиУ-682В | 24313 | июл.85 | ||
272 | ЗиУ-682В | 24466 | июл.85 | ||
273 | ЗиУ-682В | июл.85 | апрель 2002 | ||
274 | ЗиУ-682В [В00] | 30021 | 1988 | ||
275 | ЗиУ-682В [В00] | 30154 | 1988 | сентябрь 2008 | |
276 | ЗиУ-682В [В00] | 1988 | сентябрь 2007 | ||
277 | ЗиУ-682В [В00] | 1988 | март 2007 | ||
278 | ЗиУ-682В [В00] | 30052 | 1988 | ~ 1998 | |
279 | ЗиУ-682В [В0А] | 34101 | 1989 | июнь 2008 | |
280 | ЗиУ-682В [В0А] | 34225 | 1989 | май 2007 | |
281 | ЗиУ-682В [В0А] | 34176 | 1989 | 19 ноября 2008 | |
282 | ЗиУ-682В [В0А] | 1989 | 2009 | ||
283 | ЗиУ-682В [В0А] | 34205 | 1989 | март 2005 | |
284 | ЗиУ-682В [В0А] | 35232 | 1990 | 25 окт. 2008 | |
285 | ЗиУ-682В [В0А] | 35247 | 1990 | июнь 2008 | |
286 | ЗиУ-682В [В0А] | 1990 | |||
287 | ЗиУ-682В [В0А] | 35242 | 1990 | ||
288 | ЗиУ-682В [В0А] | 35236 | 1990 | июнь 2008 | |
289 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00160 | 1991 | 25 окт. 2008 | |
290 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00171 | 1991 | 25 окт. 2008 | |
291 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00184 | 1991 | октябрь 2007 | |
292 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00181 | 1991 | 25 окт. 2008 | |
293 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00174 | 1991 | ~ февраль 2008 | |
294 | ЗиУ-682Г [Г00] | 1991 | 25 окт. 2008 | ||
295 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00650 | 1991 | август 2009 | |
296 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00683 | 1991 | июнь 2008 | |
297 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00662 | 1991 | 23 ноября 2008 | |
298 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00700 | 1991 | 2010 | |
299 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00671 | 1991 | ||
300 | ЗиУ-682Г [Г00] | 00663 | 1991 | март 2010 | |
301 | ЗиУ-682Г [Г00] | 02407 | 1992 | ~ 2001 | |
301 | ЗиУ-682В | 1983 | сентябрь 2007 | ранее № 245 | |
302 | ЗиУ-682Г [Г00] | 1992 | 2010 | ||
303 | ЗиУ-682Г [Г00] | 02504 | 1992 | июнь 2010 | |
304 | ЗиУ-682Г [Г00] | 02382 | 1992 | май 2010 | |
305 | ЗиУ-682Г [Г00] | 02393 | 1992 | март 2010 | |
306 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03144 | 1992 | 2010 | |
307 | ЗиУ-682Г [Г00] | 1993 | апрель 2010 | ||
308 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03155 | 1992 | июнь 2010 | |
309 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03777 | 1993 | 2010 | |
310 | ЗиУ-682Г [Г00] | 02782 | 1992 | 2010 | |
307 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03604 | 1993 | 2010 | |
311 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03164 | 1992 | 2010 | |
312 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03613 | 1993 | май 2010 | |
313 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03411 | 1993 | 2010 | |
318 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03780 | 1993 | май 2010 | |
319 | ЗиУ-682Г [Г00] | 03766 | 1993 | апрель 2010 | |
320 | ЗиУ-683В [В01] | 00052 | 1993 | июль 2009 | |
321 | ЗиУ-683В [В01] | 00051 | 1993 | май 2009 | |
322 | ЗиУ-682Г [Г00] | 04944 | 1994 | апрель 2010 | |
325 | ЗиУ-682Г [Г00] | 04963 | 1994 | 2011 | |
328 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05356 | 1994 | апрель 2010 | |
329 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05319 | 1994 | 2011 | |
330 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05296 | 1994 | 2011 | |
331 | ЗиУ-682Г [Г00] | 05362 | 1994 | 2011 | |
344 | ЗиУ-682В | 2000 | 2011 | КВР МТРЗ | |
345 | ЗиУ-682В | 2000 | 2011 | КВР МТРЗ | |
346 | ЗиУ-682В | 2000 | 2011 | КВР МТРЗ | |
349 | ЗиУ-682В | 2001 | 2011 | КВР Нижний Новгород |
Маршрут | Конечные остановки А | Б |
Протяженность | Время оборотного рейса | Интервал движения в «час пик» | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1
|
Приборный завод
Иногда — Восточная |
↔ | Лагерный сад | 31,2 км | 106 минут | 9 минут |
2
|
Черемошники | ↔ | Троллейбусное депо | 21,3 км | 80 минут | 5 минут |
3
|
Областная клиническая больница (ОКБ) | ↔ | площадь Южная | 31,3 км | 108 минут | 3 минут (иногда 2 минуты) |
4
кольцевой |
вокзал Томск-1 | ↔ | вокзал Томск-1 | 10,5 км | 80 минут | 30 минут
Восстановлен обратно из-за строительства транспортной развязки на улице Пушкина |
6
|
Микрорайон «Радужный»
Иногда — Техникум |
↔ | Троллейбусное депо | 24,5 км | 92 минуты | 15 минут |
7
|
Приборный завод | ↔ | вокзал Томск-1 | 27,6 км | 86 минут | 10 минут |
8
|
Микрорайон «Радужный»
Иногда — Техникум |
↔ | площадь Южная | 21,9 км | 79 минут | 40 минут |
На томских троллейбусах активно используется бортовая, а в последнее время и внутренняя реклама в печатном и видео-форматах. При отсутствии рекламы при окраске троллейбусов не придерживаются определенных цветовых канонов. Иногда старые троллейбусы окрашивают в цвет машин из последней партии.
Осуществляется при наличии исправного автоинформатора, который имеет распространение даже на старых машинах. При отсутствии автоинформатора остановки по личной инициативе объявляет водитель либо кондуктор при исправной рации.
12 мая 2003 года около 22 часов на № 288, двигавшийся по маршруту № 3 со стороны проспекта Кирова, врезался в остановку. В результате ДТП погибла девушка.
Во время спуска с Юрточной горы у троллейбуса внезапно отказали рулевое управление и тормозная система. После этого он начал набирать скорость и снёс остановку, прогнув опору и сломав несколько скамеек. В этот момент на остановке стояла студентка, которую зажало между опорой и троллейбусом[10].
Иногда также происходят возгорания троллейбусов. В частности, 28 февраля 2008 года загорелся троллейбус ЗиУ-682Г № 323.№ 343.
Общественный транспорт Томска | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Действующий |
|
||||||
Проектируемый | Скоростной трамвай | ||||||
Терминалы |
|
Томский троллейбус.